Непреодолимая тяга к еде: причины. Как определить, что ваше отношение к еде – нездоровое

Началась подготовка к Великому посту. Время духовного совершенствования призывает нас оставить житейские заботы (насколько это возможно) и устремить все свои мысли в глубины души. В деле мирских ограничений не последнюю роль играет воздержание плоти от излишнего потребления пищи. Нам это кажется самым понятным: исключи мясо, рыбу и молочное из рациона - и дело с концом. Однако за этой простой формулой мы забываем «утонченную и изысканную» страсть, способную ужалить ядом всё наше великопостное намерение.

Страсть лакомства имеет и более отрезвляющее название - гортанобесие. Это некрасивое и даже страшное слово уже само по себе довольно точно раскрывает всю глубину греха. Наша гортань, полная вкусовых рецепторов, в погоне за самоуслаждением вслед за чревом вопиет к человеку: хочу вкусненького! Много, часто, иногда уже и без осознанного участия человека. Каждый из нас может вспомнить свою привычку съесть на несколько конфет больше, регулярно заказывать в кафе один и тот же салатик, с наслаждением по несколько раз в день смаковать кофе. Нам кажется, что наша маленькая гастрономическая приверженность вряд ли серьезно повлияет на дело спасения (или не повлияет вообще). Но это не совсем так.

Преподобный Иоанн Лествичник призывает на время поста исключать всё, «что услаждает вкус»

Священное Писание говорит нам: «Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на разные снеди» (Сир. 37: 32). О необходимости питаться просто, без сытости говорят и святые отцы. Например, призывал на время поста исключать из своего рациона всё, «что услаждает вкус». В этой связи довольно странным кажется появление в продаже соевых и так называемых «постных» продуктов -заменителей белковых. Еще более странным кажется спрос среди православных на эти продукты. Наш современник 18 лет ел одну лишь капусту. Таким образом он стремился победить страсть гортанобесия. Пожалуй, для мирян этот пример нельзя назвать абсолютом для подражания. Но задуматься о том, насколько серьезно греческий старец относился к борьбе со страстью лакомства, безусловно, заставляет.

Преподобный Иоанн Лествичник называет главой всех пороков. Именно потому пост человека начинается с ограничения себя в пище, в попытках взрастить противоположную добродетель воздержания. Через излишнюю любовь к еде мы рискуем нарушить вторую заповедь Бога: «Не сотвори себе кумира». Апостол Павел в одном из своих посланий резко говорит о страстных приверженцах чревоугодничества: «Их бог - чрево» (Флп. 3: 19).

Казалось бы, такая мелочь! Нет, в духовной жизни мелочей не бывает. Вода камень точит, и маленькая привязанность может стать причиной более серьезных духовных потрясений. Например, ссор и конфликтов от возрастающего самолюбия.

Английский король Генрих VIII вошел в историю не только как тиран и церковный реформатор, но и большой гурман. Завтрак самодержца начинался в 6 часов утра. Он съедал шесть пирогов, мясо и выпивал бокал эля. Обед англичанина состоял из 20 блюд, а кухня занимала 50 комнат. Любовь к сладкому быстро лишила короля зубов, а обхват его талии составлял 137 (!) сантиметров. Чревоугодие короля сказывалось на всем его образе жизни. Он был жесток и своенравен, круто расправлялся с политическими оппонентами (считается, что в правление Генриха VIII было убито 72 000 человек). Король был женат шесть раз, сластолюбие заставило его разорвать общение с Ватиканом и самолично возглавить Англиканскую церковь. В Великий пост английский монарх вместо свинины и говядины употреблял жареный хвост бобра и мясо морской свинки. Необузданное чрево Генриха VIII определило судьбу английского народа и частично повлияло на мировую историю. Король ел не по расписанию, а по зову желудка. И очень любил полакомиться.

В Евангелии есть слова: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16). Что же такое похоть плоти? Ответ дает нам . Святой говорит, что «похотью плоти» называется пресыщение чрева, за которой следует блудная страсть. Действительно, излишнее питание плоти, ее любление (в том числе и смакование пищи) приводит к самолюбию, а здесь уж и открываются врата для разного рода грехов, в том числе и смертных. Вкусно поел - чем бы еще насытиться?

Лакомство может стать причиной и уныния, и даже забвения Бога, и потери благодарности Ему

Наверное, от прочитанного кому-то станет грустно и даже немного страшно. Что, совсем не есть? А как же дети? А праздники? Воскресные дни? Но мы ведь призваны к «царскому пути», отвергающему крайности и призывающему к рассуждению. Лакомство в своих высших формах может становиться причиной уныния и даже забвения Бога, потери благодарности Ему. Ведь каждый кусочек, который мы употребляем в течение дня, - это дар Бога нам, и за дар этот мы должны быть благодарны. Но лакомая пища способна пресытить и притупить в нас это чувство благодарности Богу. Даже и в пост, когда «тамбовская картошечка с лучком» регулярно меняет приправу, способ приготовления и добавки. А вот питание скромной и простой пищей с добавлением изысков в воскресные и праздничные дни - чем не «приправа» к церковному торжеству! И даже способ поднять настроение, вырваться из лап уже, возможно, охватывающего уныния.

Господь призывает нас радоваться. А современный мир, вернее, его парадигма пресыщения лишает нас возможности наслаждаться вот этими маленькими радостями и славить Бога, благодарить Его.

Мир живет, чтобы есть, работает, чтобы есть и отдыхать, и снова работает, чтобы есть. Лакомство может привести к расслабленности и увести христианина от важнейшего, особенно в пост, делания - молитвы.

Лакомство превратилось в наши дни в самый настоящий четко спродюссированный культ со всеми необходимыми атрибутами. Хочется это кому-то слышать или нет, но рестораторы играют на наших низменных инстинктах, покупая чрево вкусом, калорийностью, комфортом обстановки и лишающей бодрствования музыкой. В одном из своих интервью отметил, что менталитет современных христиан «подвергся разрушающему реактивному облучению». Действительно, среди нас сегодня ведутся горячие споры: от мiра или в мiр? И, последнее, к сожалению, побеждает. , этот пламенный американец, в 70-е годы XX века явственно видел ту синтетику, которая должна была утвердиться в России не ранее, чем через 30 лет. Он с печалью говорил и о музыке в торговых центрах, и о повседневных занятиях простых людей…

Увы, сегодня мы отнюдь не всегда готовы воспринимать тот факт, что мир с его законами далеко не христианский. Это не значит, что от него нужно закрыться за глухими дверями. Но смена парадигмы мироустройства с теоцентричности на буквальный гуманизм нанесла серьезный удар по всему человечеству именно в деле спасения, сделав многих людей глухими к словам Священного Писания. В кратчайшее время увеличилось количество и уровень соблазнов, оттого возросли и споры по поводу отношения к ним в церковной среде.

Человеку нужен праздник - иногда можно сходить и в ресторан, встретиться с братьями и сестрами во Христе, отметить Пасху, Рождество, другие какие-то праздники. Но и посреди самого застолья важно помнить о тех маленьких пакостях лукавого, заготовленных нам во вроде бы безобидных вещах.

Впереди Великий пост - самое благодатное время для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

ПРИСТРАСТИЕ К ЕДЕ

Переедание отличается от других пагубных привычек тем, что оно относительно незаметно, не очень-то бросается в глаза. Это потому, что его легко спутать с нормальным, необходимым приемом пищи. Курильщики по крайней мере могут четко сказать, от чего они пытаются отказаться. Людям, склонным к перееданию, трудно сказать, где пролегает граница между нормальным питанием и перееданием.

Некоторые люди пытаются дать определение пагубной страсти к еде через перечисление продуктов и блюд, которые они склонны потреблять в неумеренных количествах, например мучное и сладкое. Они проповедуют отказ от них, пользуясь этим критерием для определения границы между нормой и патологической зависимостью.

Если вы желаете полностью воздерживаться от конкретных видов еды по религиозным причинам или из-за состояния здоровья, вы можете это делать. Однако я лично не призываю к полному отречению ни от каких видов пищи как решение вопроса для всех нас .

Мы все ещё не дали определения пагубной привычке в области питания. Образы приходящие нам на ум трагичны и ярки. Полночная вылазка на кухню… Загребаем сладкую, кремовую по консистенции еду полными ложками в полном состоянии прострации, едим до одурения… Это переедание, потому что вы в упадке духа или вы злитесь… Это перекусы или еда со страшной скоростью… Это шоколад или накладывание себе вторых и третьих порций… Это еда стоя или перед телевизором.

Помните, однако, что для всех пагубных привычек характерна одна черта — они несущественны для нормальной жизни. Нормальное питание, хоть оно и тоже может и должно быть исключительно приятным по вкусу, это прием пищи, чтобы продолжать жить и поддерживать хорошее здоровье.

Мое определение пагубного пристрастия к еде довольно радикально. В него входит все, в чем наше тело не нуждается для поддержания идеального здоровья. Некоторые люди съедают больше еды, чем их телу нужно в обед, некоторые — переедают во время перекусов или в любое время приема пищи.

Если количество превышает вашу потребность, Это — пагубная привычка. Излишек жира на ваших боках — хороший сигнал, он вам даст знать, что вы переедаете. Однако это не единственный сигнал. Многие люди способны оставаться идеально стройными потребляя пищу, которой им совершенно не надо и от которой у них есть зависимость.

У пагубного пристрастия к еде есть две стороны. С одной стороны речь идет о количестве съедаемого, вы можете переедать, даже если вы выбираете очень свежую и здоровую пищу. С другой стороны речь идет о качестве, вы питаетесь пищей сомнительного или плохого качества, не обладающей никакой питательной ценностью или даже вредной для здоровья.

Я не советую вам полностью отказываться от переедания или чтобы вы отреклись навеки от чего-то, что вы страстно любите. Однако я верю, что вы будете способны держать вашу страсть в рамках разумного, и прежде чем вы выработаете умение брать на себя ответственность за свое питание, вам надо сначала понять, о чем идет речь. Наша цель в начале — распознать момент, когда мы вот-вот начнем переедать, и затем выработать способность переедать все реже и реже.

СВИДЕТЕЛЬСТВО САРЫ

Мне трудно было бы признаться самой себе о количестве часов, потраченных мною на мысли о еде, подсчет калорий, сопротивление желанию съесть шоколад , на еду с целью чувствовать себя не такой расстроенной, на чувства вины, на взвешивания, на еду со скуки, на беготню по магазинам в поисках одежды, в которой я бы выглядела «не такой толстой» , на жалобы, что жизнь поступила со мной несправедливо.

Сейчас я свободна жить по-настоящему, дружить, работать, развивать мои интересы, любить членов моей семьи без того, чтоб бродить в густом тумане зависимости от еды. Между прочим, я также похудела и теперь ношу более маленький размер одежды.

— Когда вы едите и вы более-менее уверены, что голод не физический, подождите немного, неважно сколько времени, прежде чем вонзиться зубами в кусок пищи. Скорее всего, вы на самом деле испытываете желание есть. Это — пример того, как ощущается желание есть, возникшее из зависимости от еды. Понаблюдайте за этим желанием, каким вы его испытываете, хотя бы несколько секунд. Отметьте уникальность и своеобразность вашего личного опыта, не пытайтесь втиснуть его в рамки того, каким вы его себе представляли.

— Начните подмечать в уме и на бумаге ваше желание поесть когда не голодны и ваши оправдания к перееданию. Вначале может быть трудно, потому что вы себя осуждаете и потому, что ваш ум постарается от вас спрятать ваши пагубные пристрастия. Зависимость всегда полагается на ложь, и когда вы заметите, как вы себе врете в ваших оправданиях, вам будет трудно продолжать переедать. В этом весь смысл. Чем больше вы стараетесь, тем лучше у вас будет получаться.

Постарайтесь не судить себя слишком строго. Большинство людей пристрастны к чему-то, например, к кофе. Вместо того, чтоб себя порицать, поздравьте себя с тем, что вы работаете над вопросом, и порадуйтесь за все продукты и блюда, к которым вы не испытываете всепоглощающей страсти!

— По мере работы над собой вы можете забеспокоиться о своем будущем. А во что превратится моя жизнь? Во что превратятся капустники, семейные застолья и праздники? Способна ли я буду совладать с собой? Способна ли я буду продолжать полагаться на метод там, где другие методы не помогли?

Может, вы боитесь успеха больше, чем предстоящего провала?

Будьте осторожны, ибо тревоги такого рода, хотя и нормальны и их можно понять, могут легко превратиться в план для провала: «Мне никогда к этому не привыкнуть, так зачем и начинать?»

Бороться с таким мышлением надо так: просто сосредоточьтесь на текущем моменте. Помните, будущее не наступило, оно существует только в вашем воображении. Чем больше вы сосредоточитесь на текущем моменте, на том, что происходит здесь и сейчас, тем легче вам будет поддерживать положительное расположение духа и высокую мотивацию к переменам.

Вам не надо верить в этот подход, он и так сработает. В любом случае, вам не узнать, пока вы не попробуете.

Почему страсть к еде одерживает победу над детским и взрослым разумом. Как проявляется переедание и чем может закончиться. Что делать после обильного застолья и как бороться с неконтролируемым аппетитом.

Какие существуют причины переедания?

Причиной обжорства могут быть самые разные факторы - от небольшого стресса до изменений в головном мозге. От них зависит и то, насколько прочно переедание входит в жизнь человека – от периодической потери контроля во время застолий до ежедневной необходимости съедать больше нормы.

Причины переедания у взрослых


Взрослому человеку ежедневно приходится сталкиваться с необходимостью что-то выбирать, решать, предпринимать, чему-то противостоять и от чего-то отказываться. Это делает его уязвимым и в отношении многих привязанностей, в том числе и к пище. Но это не единственная причина чрезмерной любви к пище.

Физиологические причины переедания:

  • «Позднее зажигание» . Из-за особенностей желудка растягиваться он не сразу реагирует на заполнение его содержимым, поэтому чувство сытости приходит постфактум - через 15-20 минут после приема пищи. Этот же механизм срабатывает и при переедании, только спустя это же время мы ощущаем не чувство сытости, а чувство тяжести и переполнения желудка. Поэтому часто диетологи советуют вставать из-за стола с легким ощущением голода.
  • Ложное чувство голода . Бывает так, что под ощущением голода организм маскирует жажду. Вот почему нередко можно услышать такой совет: хочешь есть - попей воды. Таким же образом может подаваться сигнал о нехватке активных веществ (витаминов, микро- и макроэлементов, аминокислот и т.п.), которых практически лишен современный лидер пищевой индустрии - фаст-фуд.
  • Нарушение работы желез внутренней секреции . Проблемы с гипоталамусом, который отвечает за контроль аппетита, дают сбой в системе оповещения «сыт-голоден». Из-за чего человек ест и не ощущает логического завершения процесса трапезы - чувства сытости. То есть ест и не может наесться. Подобный эффект может вызвать и низкий уровень в организме гормона серотонина.
  • Пищевая зависимость . В последнее время набирает популярности теория о том, что некоторые виды продуктов (сладости, соленые и жирные блюда) вызывают привыкание по аналогии с наркотиками. Но она пока что так и остается теорией.
Социально-культурные причины переедания:
  1. Смена критериев выбора . Современный человек несколько изменил свою позицию в отношении избирательности к пище. Чаще всего в потребительскую корзину попадают не полезные и питательные продукты. Предпочтение отдается визуальным и вкусовым характеристикам (аромату, внешнему виду, вкусу), доступности (по цене, способу и быстроте приготовления). Немаловажную роль здесь играет и вездесущая реклама.
  2. Культ еды . Чревоугодие может быть семейной традицией, когда еда возводится в ранг жизненных ценностей. В таком случае любитель сытно и много покушать выносит свою привычку за пределы дома, не стесняясь такой «особенности» ни в гостях, ни в ресторане.
  3. Внутренние установки . Заставлять есть больше, чем это нужно, или тогда, когда есть не хочется, может боязнь обидеть гостеприимную хозяйку или партнера, который пригласил на деловой обед (или романтический ужин). Есть случаи, когда доедать все до последней крошки подстегивает жадность или «подготовленность» к застолью, когда перенасыщению способствует сильное чувство голода.
  4. Ограничения в количестве или качестве пищи . «Сорваться» при первой же возможности могут люди, которые в силу определенных причин были лишены возможности есть любимую (полноценную, вкусную, питательную, разнообразную) пищу. К примеру, после диеты или в силу материальной ситуации.
  5. Ритм жизни . Современная гонка за достатком и успехом вынуждает многих нарушать правильный режим питания из-за банальной нехватки времени. Поэтому уже нормальным становится питание перекусами днем с «компенсаторным» перееданием вечером.
Психологические причины переедания:
  • Неуверенность в себе . Часто люди с низкой самооценкой, подвергающиеся социальному давлению общепринятых клише (стройный - красивый, стройный - успешный), сдаются и под влиянием чувства вины за свою слабость начинают есть еще больше. В психологии даже есть такой термин - «заедать» свои проблемы.
  • Неудовлетворенность своим телом . Эта причина может быть связана с предыдущим пунктом, когда отражение в зеркале заставляет не изменять что-то к лучшему, а окончательно опускать руки - если и так все плохо, то зачем себя ограничивать.
  • Одиночество . Нереализованность себя в отношениях также может подтолкнуть искать наслаждение в еде. Не зря же ощущения от приема вкусной пищи занимают по уровни приятности второе место после сексуальной разрядки. Вот и замещается секс едой.
  • Депрессивные состояния . Депрессия предполагает зацикливание на своем состоянии, в результате чего человек может даже не замечать, что переедает.
  • Отрицательные эмоции . Самая распространенная причина избыточного потребления пищи - компенсация неприятных эмоций, возникающих вследствие стресса, беспокойства или страха. В этом случае человек пытается «утешить» себя вкусненьким.
  • Поощрение . Есть также категория людей, которые сами себе назначают благодарность в виде обильного приема пищи за что-то положительное (выполненную работу, хороший поступок и т.д.).

Важно! Если причина переедания имеет психологический аспект, бороться с ним без помощи психолога бесполезно. Решится проблема - уйдет необходимость ее «заедать».

Причины переедания у ребенка


В жизни детей нет столько проблем, как у взрослых, но это не избавляет их от возможности переедания. Более того, в большинстве случаев детского обжорства виноваты именно взрослые - заботливые родители и бабушки, которые считают, что внуки постоянно недоедают.

И те, и другие прикладывают массу усилий, чтобы ребенок хорошо питался. Даже тогда, когда совершенно не голоден. И когда малыш пытается донести до взрослых, что он уже сыт или не хочет кушать, в ход идут всяческие уловки - уговоры, угрозы, прибаутки, кормление перед телевизором или гаджетом.

Более взрослого ребенка мотивируют более взрослыми «премиями» - подарками, поблажками и ограничениями. В том числе той же едой. Примерами таких родительских компромиссов могут быть: поешь - получишь тортик (пойдешь гулять, сможешь поиграть в компьютерные игры, посмотреть мультики), не поешь - не получишь (не пойдешь, не сможешь, не посмотришь).

Результатом такой чрезмерной «заботы» может быть растяжение стенок детского желудка, из-за чего ребенок уже вынужден есть больше, чем ему необходимо. А привычка перекусывать перед телевизором или за компьютером приводит к тому, что растущий организм перестает контролировать объем пищи, который поступает «на автомате», пока мозг отвлечен просмотром или игрой. Отсюда появляется детское ожирение.

Важно! Чрезмерная любовь ребенка к еде может быть также признаком наличия у него серьезных психологических проблем. К примеру, частая критика или насилие в семье, проблемы со сверстниками, а также сексуальные домогательства.

Симптомы переедания у человека

Понятие «переедание» можно рассматривать в двух проекциях: как периодическое одноразовое явление и как систематический прием чрезмерного количества пищи. В первом случае «перебор» во время праздников или застолий ощущается практически сразу. Во втором - чревоугодие становится ежедневным ритуалом и уже практически не сопровождается неприятными ощущениями, но сказывается на внешнем виде. Поэтому и проявления у них разные.

Тяжесть в желудке при переедании


Основной симптом при переедании - это ощущение тяжести и переполнения в области желудка, дискомфорт, затруднение дыхания.

Механизм возникновения такого неприятного чувства прост: большие объемы пищи растягивают стенки желудка до такой степени, что они не могут полноценно участвовать в процессе пищеварения. В результате пища вместо дальнейшего продвижения задерживается в желудке, вызывая чувство тяжести. Переполненный желудок может давить на легкие, в результате чего появляется ощущение, что трудно дышать.

Если желудок все же справляется с нагрузкой, и пища, хоть и медленно, но продолжает продвигаться по пищеварительному тракту, то постепенно состояние улучшается. Если же стенки желудка не в состоянии протолкнуть пищевой комок дальше, желудок «останавливается» - появляется тошнота. В этом случае ему придется помогать - или медикаментами, или освобождать механически (при помощи рвоты).

Кроме этого, есть факторы, которые могут вызывать ощущение тяжести даже при небольшом переедании. К ним относятся:

  1. Большие промежутки между приемами пищи . В этом случае «голодному» желудку сложно переварить свалившееся в него счастье в виде большого объема пищи.
  2. Неправильный режим питания . Особенно склонен отвечать тяжестью на плотный ужин желудок, хозяин (или хозяйка) которого выбирают для трапезы позднее время. Вынужденный всю ночь работать, этот орган пищеварения утром отвечает на такое неуважительное к себе отношение тяжестью и дискомфортом.
  3. Изменения рациона . Непривыкший к обильным пиршествам желудок не имеет достаточных ресурсов (желудочных кислот и ферментов), чтобы «обработать» такое количество яств. Процесс пищеварения замедляется, еда задерживается в желудке - появляется чувство распирания, тяжести.
  4. Тяжелая пища . Есть также продукты и блюда, которые плохо перевариваются даже в небольших количествах. Это все, что мы знаем под знаком «вредная пища»: фастфуд, мучное, сладости, копчености, жирные и жареные блюда, острые и маринованные продукты. Вызывать тяжесть в желудке могут бобовые, яйца, картофель, мясо.
  5. Напитки . Не самым лучшим образом на перистальтике органов пищеварения сказываются газированные напитки (особенно сладкие), энергетики, алкоголь (особенно смешивание разных видов спиртного, в том числе в виде коктейлей). Подобным воздействием обладают кофе, квас, чай.
  6. Курение . Никотин также способен нарушать равномерность и плавность сокращения стенок желудка и кишечника, вызывая чувство тяжести.

Боль после переедания


Болевые ощущения - еще один симптом, который часто сопровождает переедание. Он может возникать как в случае «праздничного» чревоугодия, так и при хроническом обжорстве.

Спровоцировать боль после обильной трапезы могут следующие причины:

  • Чрезмерное растяжение стенок желудка большим количеством пищи;
  • Быстрый прием пищи, из-за чего она не успевает хорошо пережевываться в ротовой полости и обрабатываться слюной;
  • Прием большого количества еды на пустой желудок после длительного времени без пищи и воды;
  • Крепкие алкогольные напитки и курение;
  • Острая, жирная, жареная пища, снеки, соусы, копчености.
Здесь важно помнить, что переедание пищи может привести к обострению заболеваний органов пищеварения, которые тоже проявляются болезненными ощущениями в области живота. К таким заболеваниям относятся:
  1. Холецистит . Воспалительные процессы в желчном пузыре сопровождаются болью в правом подреберье, которая иногда отдает в правую ключицу или правую верхнюю часть грудной клетки. Болевые ощущения чаще ноющего, постоянного характера, возникают после еды или во время еды. Могут сопровождаться тошнотой, отрыжкой, привкусом горечи во рту.
  2. Панкреатит . При воспалении поджелудочной железы боли носят чаще схваткообразный характер, возникают спустя некоторое время после приема пищи и локализуются в области проекции органа (в левом подреберье). Также боль может возникать в верхней части живота или носить опоясывающий характер, сопровождаться тошнотой и не облегчаться переменой позы тела.
  3. Гастрит . Если «виновником торжества» становится воспаление стенок желудка, то боль проявляется именно в области его расположения и носит тупой, ноющий характер. Также могут появляться тошнота, изжога, чувство переполнения и вздутия желудка, повышенное слюноотделение.
  4. Язвенная болезнь . В этом случае болит эпигастральная область живота. Интенсивность боли - слабая, постоянная. Из сопутствующих симптомов большинство больных отмечает отрыжку, быстрое насыщение пищей, тяжесть и распирание в желудке, повышенное газообразование. Рвота облегчает состояние.

Важно! Если болевые ощущения не проходят со временем или после приема лекарственных препаратов, облегчающих процессы пищеварения, необходимо срочно обратиться к врачу.

Симптомы компульсивного переедания


Систематическое неумеренное употребление большого количества еды получило название компульсивного переедания. Такое неконтролируемое обжорство является результатом диет, психологических травм, комплексов и депрессии.

Проявляется оно такими симптомами:

  • «Заедание» негативных эмоций - грусти, стрессовых ситуаций, скуки, злости, одиночества, беспокойства;
  • Употребление пищи даже без чувства голода;
  • Короткие перерывы между приемами пищи (меньше двух часов) при сохранении больших объемов пищи;
  • Отсутствие контроля частоты и количества принимаемой пищи, невозможность остановиться во время еды;
  • Бессистемное питание в течение дня;
  • Неумеренность в пище (еда до ощущения тяжести и распирания в желудке);
  • Внутреннее чувство вины за то, что переедание пищи стало контролировать вас, а не наоборот, депрессия, нелюбовь к себе;
  • Увеличение массы тела или постоянные колебания веса;
  • Нарушение сна из-за переполнения желудка;
  • Жадность к еде, стремление принимать пищу в одиночестве, украдкой.

Важно! В основе компульсивного переедания лежит психологическая проблема. Только избавившись от нее, можно нормализовать свое пищевое поведение. А с ним и свой вес.

Что делать при переедании

Выбор способа облегчения состояния при неумеренном приеме пищи во многом зависит от того, насколько прочно переедание вошло в вашу жизнь. Если оно случается редко, помогут «одноразовые» подручные средства, если же вы «в системе» - без помощи психолога и врача-диетолога не обойтись.

Психотерапия при лечении переедания


Как уже упоминалось, лечение компульсивного обжорства одной только диетой не принесет положительного результата. Поскольку причина неконтролируемого объедания лежит глубоко внутри человека, в его эмоциональной сфере. Поэтому самым эффективным способом избавиться от зависимости к пище является психотерапия.

Самые действенные в отношении психогенного переедания методы психотерапии:

  1. КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) . Такое лечение направлено на то, чтобы выявить «изъяны» в мышлении, которые заставляют человека объедаться, и исправить их. Причем цель КПТ - подвести пациента к тому, чтобы он сам осознал свою проблему, ее риски и пути ее преодоления.
  2. Межличностная терапия . Вектор такой работы с людьми, страдающими психологическим перееданием, направлен на то, чтобы помочь им наладить отношения с окружающими их людьми (близкими, родными, друзьями, коллегами). Здоровые отношения с окружением укрепляют и создают необходимый эмоциональный фон, который поможет разорвать круг зависимости от еды.
  3. Групповая терапия . Этот вид психотерапии дает возможность познакомиться и пообщаться с людьми, которые переживают или уже справились с подобной проблемой тяги к еде. Преимущества групповой терапии в том, что общение дает такие необходимые для зависимого поддержку и понимание. Здесь можно получить знания и опыт, которые помогут справиться с проблемой.
Параллельно с психотерапией могут применяться и медикаментозные препараты - антидепрессанты, средства, снижающие аппетит. Выбор препарата, схема его применения и контроль эффективности обязательно остается за специалистом.

Лечение тяжести от переедания медикаментами


Современная фармация предлагает массу лекарственных средств на основе ферментов, натуральных растительных и синтетических активных веществ, которые способны облегчить состояние при избыточном потреблении пищи.

Популярные препараты для снятия чувства тяжести при переедании:

  • Активированный уголь и препараты на основе него (Сорбекс, Карболен, Карболонг) . Препарат животного или растительного происхождения, который при попадании во влажную среду обладает высокой адсорбирующей способностью. То есть в случае обильного застолья он в прямом смысле возьмет на себя основной «удар» - газы, токсины, продукты преобразования алкоголя и тяжелых для переваривания продуктов. Выпускается он в таблетках, капсулах, порошках и принимается с учетом массы тела - не больше 100-200 мг на один килограмм веса в сутки. Конечно, более эффективным будет принять нужную дозу угля заранее, до начала застолья. Но можно применять его и после, уже в качестве помощи для облегчения состояния. Не рекомендуется пить уголь при язвенной болезни.
  • Сорбенты на основе кремния (Белый уголь, Полисорб, Атоксил, Энтеросгель) . Подобно препаратам на основе активированного угля впитывают в себя все, что мешает нормальному пищеварению и вызывает неприятные ощущения после переедания (алкоголь, токсины, тяжелую пищу и т.д.). Также принимаются из расчета массы тела (суточная доза: Атоксил - 150 мг/кг, Полисорб - 150-200 мг/кг, Белый уголь - 100 мг/кг), кроме Энтеросгеля (45 г в сутки).
  • Ферментные препараты (Мезим, Фестал, Панзинорм) . Средства, в состав которых входят ферменты поджелудочной железы, благодаря этому они прекрасно справляются со случаями спорадического обжорства, активируя процессы пищеварения (всасывание и расщепление питательных веществ). Принимать таблетки лучше до или во время еды согласно инструкции (обычно 1-2 таблетки или драже), не разжевывая. В случае переедания можно выпить пару таблеток и после трапезы. Нельзя использовать такие препараты при воспалительных процессах в поджелудочной железе, желчном пузыре и его протоках.

Важно! Обычно люди, которые знают свою слабость в отношении переедания, уже имеют свой арсенал борьбы с его последствиями (тяжестью, метеоризмом, диспепсией).

Как избавиться от переедания народными средствами


Снять чувство тяжести и дискомфорта после объедания можно с помощью средств из арсенала народной медицины. Для этого используются травяные отвары и настои, чаи, растительные сборы.

Самые эффективные народные средства от переедания:

  1. Травяные настои (аир, тысячелистник, календула, мята, мелисса, зверобой, ромашка, плоды укропа, фенхеля, тмина) . Возьмите полную чайную ложку выбранного сырья и залейте его 200 мл кипятка на 1 минуту. Процедите и выпейте теплым. Из перечисленных растений можно делать смеси, соединяя компоненты в равных количествах.
  2. Травяные отвары (цветы ромашки, плоды шиповника, плоды или листья черники) . Залейте стаканом воды 1 ст. л. плодов или листьев выбранного растения, доведите на слабом огне до кипения и проварите 5-10 минут. Пить отвары нужно в процеженном виде, чуть охлажденными, небольшими глотками.
  3. Травяной чай (ромашка + тысячелистник) . Сделайте смесь из 1 ч. л. ромашки и такого же количества тысячелистника, дополнительно измельчите ее и залейте стаканом кипятка. Когда чай настоится и остынет, можно пить.
  4. Желчегонная травяная таблетка . Измельчите в кофемолке смесь пижмы и ромашки, смешайте полученный порошок с медом и мелко порезанной травой полыни. Все ингредиенты берутся в равных количествах - по 1 ст. л. Далее эту медово-травяную массу закатайте в хлебные шарики и снова обмакните в мед. Принимать такие самодельные таблетки можно как до застолья, так и после.
Необязательно выбирать какой-то один способ борьбы с последствиями злоупотребления пищей. Можно использовать комплексный подход и пробовать сразу несколько методов.


Облегчить свое состояние после щедрого застолья можно и без медикаментозного «вмешательства». Достаточно попробовать испытанные годами правила поведения после переедания:
  • Если количество принятой пищи не так критично и еще позволяет двигаться, прогуляйтесь на свежем воздухе или потанцуйте. Общая активность поможет активировать и процессы пищеварения. Если же подняться с места из-за полного живота нет сил, немного отдохните (желательно в горизонтальном положении), а потом постарайтесь подвигаться.
  • «Завести» желудок также помогает тепло. Для этого положите на область живота теплую грелку, теплое вареное яйцо или бутылку с подогретой водой. Погрейте таким образом район желудка в течение 15-20 минут.
  • Воздержитесь от дальнейшей еды и питья. Под табу подпадают кофе и кофеинсодержащие напитки, алкоголь и газированные воды, в том числе и минеральные. Предпочтение лучше отдать негазированной воде (можно с долькой лимона или листиком мяты), некрепкому зеленому или ромашковому чаю, кефиру. Если не можете совсем отказаться от еды, выбирайте «легкие» овощи и фрукты (огурцы, помидоры, зелень, яблоки, цитрусовые).
  • Жевание жевательной резинки также может помочь ускорению процессов переваривания пищи.

Важно! Чтобы восстановиться после обильного застолья, нужна правильная разгрузка - легкие супы, каши, салаты и много жидкости. Голодание после переедания только усилит «стресс» для органов пищеварения.

Последствия переедания


Опасность переедания пищи заключается не только в увеличении веса. Последствия обжорства затрагивают и внутренние механизмы работы организма. Поэтому врачи рекомендуют ответственно относиться к тому, что мы едим и в каком количестве.

Последствия переедания могут быть следующими:

  1. Проблемы с сердцем . Избыточный вес, который неизменно появится в результате неуемного аппетита, потребует от сердца работать в усиленном режиме, чтобы насытить кровью весь объем органов и тканей. Сердце, работая «на износ», утолщается, сокращается в ускоренном темпе, из-за чего кровообращение в нем самом нарушается, сердечный ритм «хромает». Появляется гипертония, риск инфаркта, сердечная астма.
  2. «Ожирение» печени . Из-за неправильного питания печень перенасыщается жирами и начинает «раздавать» их своим соседям по кишечному тракту. Перепадает жиров и сердцу с сосудами. Это способствует развитию таких патологий, как гастриты, холециститы, колиты, панкреатиты, атеросклероз.
  3. Гормональные нарушения . Представители обоих полов, предпочитающих пищевые наслаждения, рискуют оказаться бесплодными. Так, у женщин нарушается менструальный цикл, а у мужчин появляется эректильная дисфункция.
  4. Обменные нарушения . Самый частый результат переедания - сахарный диабет.
  5. Нарушение сна . Избыточный вес наряду с привычкой плотно ужинать перед сном могут вызывать бессонницу, беспокойный сон или приводить к апноэ сна (кратковременная остановка дыхания во время сна).
  6. Перегрузка суставов . Большая масса тела дает большую нагрузку на костно-суставной аппарат, в результате чего суставы сильнее изнашиваются, деформируются, воспаляются.
Что делать при переедании - смотрите на видео:


Конечно, самый лучший способ избавиться от переедания - не допускать его. Однако даже если вы и дали «слабину» на очередном застолье, вернуться в исходное состояние еще можно. Гораздо труднее будет вернуть себе нормальный вес и уверенность в своих силах, когда процесс упущен, и еда становится смыслом жизни. Поэтому, как говорится, лучше не доходить до края, чтобы не смотреть в глаза пропасти.

Жизнь без солёной рыбки или шоколада кажется вам бессмысленной? Учёные считают, что сильная тяга к определённым продуктам говорит о нехватке в организме жизненно важных веществ.

Конечно, можно оправдывать своё неразумное пищевое поведение утверждением «если организм хочет – значит, ему надо». Но это не поможет решить проблему недостатка витаминов и микроэлементов.

Чтобы избавиться от «продуктовой зависимости», пересмотрите свой ежедневный рацион и сделайте его максимально разнообразным и полезным. Ведь дефицит определённых веществ в организме, а значит, и повышенная тяга к той или иной пище, являются следствием несбалансированного питания.

Страсть солёная, острая или пряная

Если вас тянет на конкретный продукт – определите, что вас в нём привлекает. Например, когда ощущаете непреодолимое желание съесть кусочек салями или готовы жизнь отдать за пакетик солёных фисташек, это не всегда говорит о том, что организм остро нуждается именно в колбасе или орешках. Скорее всего, ему не хватает соли.

Если непреодолимым желанием становятся лук, чеснок, пряности и приправы, как правило, может указывать на проблемы с органами дыхания.

Если хочется кисленького, это может говорить о нехватке магния. Он содержится в нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых. Кроме того, острую потребность в пряностях, как правило, испытывают люди, имеющие проблемы с органами дыхания. Если человека потянуло на чеснок и лук и он мажет хлеб горчицей вместо варенья – возможно, на носу какое-то респираторное заболевание. Видимо, таким образом – с помощью фитонцидов – организм пытается защититься от инфекции.

Умеренно солите пищу и не увлекайтесь бессолевыми диетами. Согласно последним исследованиям, 1 грамм соли, если после обеда медленно рассосать её во рту, способствует хорошему пищеварению и усвоению продуктов. Разумеется, этим советом могут воспользоваться лишь те, у кого нет показаний к ограничению соли.

Страсть шоколадно-сладкая

Чаще других «шоколадоманией» страдают поклонники кофеина и те, чей мозг особенно нуждается в глюкозе. Это относится и к другим сладостям. Если вы несбалансированно питаетесь, ваш организм также будет испытывать потребность в глюкозе – как самом быстром источнике энергии. А именно шоколад отлично справляется с такой задачей.

Но учтите, что этот продукт содержит много жира, избыток которого опасен для сосудов и фигуры. Кроме того, если хочется шоколада, то это может говорить о нехватке магния. (попробуйте заменить его нежареными орехами и семечками, фруктами, стручковыми и бобовыми), хрома (брокколи, виноград, сыр, курица, телячья печень), углерода (свежие фрукты), фосфора (курица, говядина, печень, птица, рыба, яйца, молочные продукты, орехи, стручковые и бобовые), серы (клюкв, хрен, различные виды капусты), триптофана – одной из незаменимых аминокислот (сыр, печень, ягнятина, изюм, сладкий картофель, шпинат).

Особую любовь к мороженому испытывают люди с нарушениями обмена углеводов, страдающие гипогликемией или больные сахарным диабетом. Психологи видят в любви к мороженому проявление тоски по детству.

Ешьте больше овощей и круп – они богаты сложными углеводами. А в качестве десерта выбирайте сухофрукты или мёд с небольшим количеством орехов.

Страсть сырно-молочная

Сыр острый, солёный, со специями и без… Вы не можете прожить без него ни дня, его вкус сводит вас с ума – вы готовы поглощать его килограммами (во всяком случае, съедаете не менее 100 г в день). Диетологи уверяют, что сыр обожают те, кто испытывает острую потребность в кальции и фосфоре. Конечно, сыр – наиболее богатый источник этих столь необходимых и чрезвычайно полезных организму веществ, но жиры…

Попробуйте заменить сыр капустой брокколи – в ней много кальция и фосфора, а калорий почти нет. Если организм хорошо воспринимает молоко – пейте 1-2 стакана в день, а сыр ешьте понемногу (не более 50 г в день) и вместе с сырыми овощами.

Любители кисломолочных продуктов, особенно творога, – чаще всего люди, нуждающиеся в кальции. Внезапная любовь к молоку может возникнуть и из-за недостатка незаменимых аминокислот – триптофана, лизина и лейцина.

Страсть кисло-лимонная

Возможно, в вашем рационе преобладают трудноусваиваемые продукты, и организм для облегчения своей работы пытается повысить кислотность желудочного сока. Тяга к лимонам, клюкве и т.д. наблюдается и во время простудных заболеваний, когда ослабленный организм испытывает повышенную потребность в витамине С и солях калия. Тянет на кислое и тех, у кого проблемы с печенью и желчным пузырем.

Выбирайте блюда с умеренным содержанием жира и не смешивайте много продуктов в один присест. Избегайте жареной, пересоленной и чересчур острой пищи, а также той, которая прошла чрезмерную термическую обработку. Заметив неполадки с пищеварением (особенно со стороны печени и желчного пузыря), обязательно обследуйтесь у гастроэнтеролога.

Страсть копчёная

Страсть к копчёностям и им подобным деликатесам обычно одолевает тех, кто сидит на слишком строгой диете. Длительное ограничение в рационе жиросодержащих продуктов приводит к снижению уровня «хорошего» холестерина в крови, а в копчёностях предостаточное количество насыщенных жиров.

Не увлекайтесь обезжиренной пищей – выбирайте ту, в которой всё же есть немного жира. Например, покупайте йогурт, кефир или ряженку одно- или двухпроцентной жирности. Ешьте не менее столовой ложки растительного и чайной ложки сливочного масла в день, даже если сидите на строгой диете. Учёные опытным путём доказали, что быстрее худеют именно те, кто употребляет достаточное количество жиров.

Страсть хлебная

Может сигнализировать о недостатке азота. Пополните его запас продуктами с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).

Страсть жирная

Хочется жирной пищи? Возможно это симптомы нехватки кальция. Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Тянет на сливочное масло? Тяга к нему наблюдается у вегетарианцев, в чьём рационе мало жиров, и у жителей Севера, которым не хватает витамина Д.

Страсть ледяная

Хочется грызть лёд? Возможна нехватка железа. Содержится в мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.

Страсть чайно-кофейная

Может говорить о нехватке фосфора (попробуйте восполнить его продуктами, в котором он содержится: курицей, говядиной, печенью, птицей, рыбой, яйцами, молочными продуктами, орехами, стручковыми и бобовыми), серы (содержится в клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных), натрия (содержится в морской соли, яблочном уксусе), железа (содержится в красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелёных овощах, черешне).

Страсть к подгоревшей еде

Сигнал нехватки углеродов. Содержатся в свежих фруктах.

Страсть жидкая

Хочется постоянно жидкой пищи? Скорее всего, вам просто не хватает воды. Не забывайте пить 8-10 стаканов воды в день, можно с добавлением сока лимона или лайма.

Страсть к газированным напиткам оворит о недостатке кальция. Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

Хочется холодных напитков? Возможно, это нехватка марганца. Содержится в грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике.

Страсть твёрдая

Хочется твёрдой пищи? Всё равно у вас нехватка воды! Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пейте не менее 8-10 стаканов воды в день, можно с добавлением сока лимона или лайма.

Страсть «экзотическая»

Краски, штукатурка, земля, мел, глина, активированный уголь… – и такое бывает! Желание пожевать всё это возникает обычно у малышей, подростков и беременных женщин. Оно указывает на дефицит кальция и витамина Д, который возникает в период интенсивного роста у детей и формирования костной системы плода во время беременности.

Часто такие жалобы характерны и для больных малокровием (анемией), вызванного дефицитом (недостатком железа в организме). Стоит налегать на молочные продукты, яйца, сливочное масло и рыбу – так можно легко исправить положение.

Теперь об отдельных «персональных» тягах:

Маслины и оливки. Такое пристрастие возможно при расстройстве функций щитовидной железы.

Бананы. Если вы теряете голову от запаха спелых бананов, обратите внимание на состояние своего сердца, значит, вам нужен калий. Любители бананов встречаются, как правило, среди тех, кто принимает мочегонные или препараты кортизона, «съедающие» калий. Банан содержит около 600 мг калия, то есть четверть суточной потребности взрослого человека. Однако эти фрукты очень калорийны. Если вы боитесь набрать вес, замените бананы томатами, белой фасолью или инжиром.

Семена подсолнечника. Желание погрызть семечки чаще всего возникает у тех, кто остро нуждается в витаминах-антиоксидантах. Это значит, что в организме много свободных радикалов – основных провокаторов преждевременного старения.

Арахис, арахисовое масло. Хочется постоянно арахиса? Это, по утверждению уёных, присуще в первую очередь жителям мегаполисов. Если вы испытываете страсть к арахису, а также к бобовым, значит, ваш организм недополучает витаминов группы В.

Дыня. В дынях много калия, кальция, фосфора, магния, а также витаминов А и С. Особую потребность в них испытывают люди со слабой нервной и сердечно-сосудистой системой. Кстати, половина средней дыни содержит не больше 100 ккал, так что лишние килограммы вам не страшны.

Морепродукты. Постоянная тяга к морепродуктам, особенно мидиям и морской капусте, наблюдается при дефиците йода. таким людям нужно покупать йодированную соль.

Жор накануне критических дней?

Скорее всего, у вас нехватка цинка. Он содержится в красном мясе (особенно, мясе внутренних органов), морепродуктах, листовых овощах, корнеплодах.

Но вот если на вас напал общий «непобедимый» жор, возможно, у вас нехватка кремния (он содержится в орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов, связывающих кремний), триптофана, аминокислоты тирозина (содержится в витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зелёных и красных фруктах и овощах).

Если же аппетит пропал совсем, то это говорит о недостатке витамина В1 (содержится в орехах, семечках, бобовых, печени и других внутренних органах животных), витамина В2 (содержится в тунце, палтусе, говядине, курице, индейке, свинине, семечках, бобовых и стручковых), марганца (содержится в грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике).

Хочется курить?

1.Нехватка кремния.

Содержится в орехах, семечках; избегайте рафинированных крахмалистых продуктов.

2. Нехватка тирозина (аминокислота).

Содержится в витаминных добавках с витамином С или в оранжевых, зелёных и красных фруктах и овощах.

Кроме того, непреодолимая тяга к определённым продуктам может быть сигналом каких-то нарушений функций организма. Итак, если в последнее время вас со страшной силой тянет на:

СЛАДКОЕ. Возможно, вы работаете на износ и уже подсадили нервишки. Глюкоза активно участвует в выработке гормона стресса – адреналина. Потому при нервном и умственном перенапряжении сахар расходуется быстрее, и организм постоянно требует всё новые порции.

В такой ситуации побаловать себя сладеньким не грех. Но лучше не уплетать куски сдобных тортов (в них много тяжёлых углеводов), а ограничиться шоколадом или пастилой.

СОЛЁНОЕ. Если зверем набрасываетесь на солёные огурцы-помидоры и селёдку, если пища всё время кажется недосоленной, речь может идти об обострении застарелого воспаления или появлении нового очага инфекции в организме. Практика показывает, что чаще всего эти проблемы связаны с мочеполовой системой – циститом, простатитом, воспалением придатков и т. д. Также на солёное тянет при снижении иммунитета.

КИСЛОЕ. Нередко это сигнал пониженной кислотности желудка. Такое бывает при гастритах с недостаточной секреторной функцией, когда вырабатывается мало желудочного сока. Проверить это можно с помощью гастроскопии. Также пища с кислым вкусом обладает охлаждающими, вяжущими свойствами, помогает облегчить самочувствие при простудах и повышенной температуре, возбуждает аппетит.

ГОРЬКОЕ. Возможно, это сигнал интоксикации организма после недолеченной болезни или зашлакованности пищеварительной системы. Если часто хочется чего-нибудь с горьковатым вкусом, есть смысл устроить разгрузочные дни, заняться очищающими процедурами.

ЖГУЧЕЕ. Блюдо кажется пресным, пока не опрокинете в него половину перечницы, а ноги сами ведут в мексиканский ресторан? Это может означать, что у вас «ленивый» желудок, он медленно переваривает пищу, ему для этого требуется стимул. А жгучие специи и пряности как раз стимулируют пищеварение.

Также потребность в остреньком может сигналить о нарушении липидного обмена и увеличении количества «плохого» холестерина. Острая пища разжижает кровь, способствует выведению жиров, «чистит» сосуды. Но при этом раздражает слизистую. Так что не набрасывайтесь на чили и сальсу на голодный желудок.

ВЯЖУЩЕЕ. Если вдруг нестерпимо захотелось отправить в рот горсть ягод черёмухи или не можете спокойно пройти мимо хурмы, ваши защитные силы слабеют и срочно нуждаются в подпитке. Продукты с вяжущим вкусом способствуют делению клеток кожи (помогают заживлять раны), улучшению цвета лица. Помогают остановке кровотечений (например, при миомах), выводят мокроту при бронхо-лёгочных проблемах. Но вяжущая пища сгущает кровь – это может быть опасным для людей с повышенной свёртываемостью крови и склонностью к тромбообразованию (при варикозе, гипертонии, некоторых сердечных заболеваниях).

ПРЕСНОЕ. Потребность в такой пище нередко возникает при гастрите или язве желудка с повышенной кислотностью, запорах, а также проблемах с печенью и желчным пузырем. Пресная пища слабит, помогает снимать спастические боли, успокаивает желудок. Но вот если вся еда кажется вам пресной, безвкусной, то речь может идти о форме депрессии с нарушением вкусового восприятия. Иногда нарушения ощущения вкуса бывает при нарушениях головного мозга, когда задеты вкусовые нервные рецепторы.

А вот что говорят психологи о непреодолимой тяге к продуктам. Вообще, любые вкусовые пристрастия говорят о наличии особых психологических потребностей. Тяга к острому выдает желание добавить в жизнь перцу, к жёстким продуктам – орехам, твёрдым фруктам – желание побеждать. Психологи знают, что любовь к определённой пище уходит корнями в детство или любое другое счастливое время, когда те или иные продукты ассоциировались с радостью, наградой или чувством безопасности. Поэтому в основе пищевой зависимости лежит не столько физиологическая потребность в конкретном продукте питания, сколько желание вернуть лучшие моменты жизни.

Пищевые пристрастия человека влияют на его характер – прямую взаимосвязь предпочтений в еде человека и его психического состояния выявили учёные. В частности, утверждается, что любители шоколада испытывают острый недостаток любви. В глубине души они чувствуют себя одинокими и несчастными, им не хватает жалости и внимания.

Нервные и агрессивные люди отдают предпочтение мясу, особенно говядине. Напротив, люди, предпочитающие в основном фрукты и овощи, обладают спокойным и уравновешенным характером.

Продукты животного происхождения, безусловно, несут свой особый «психологический заряд». Согласно исследованиям, колбасу и варёное мясо другим продуктам предпочитают усидчивые, прилежные и обязательные люди. Любовь к жирным продуктам выдает ревнивую натуру. Увлечённость шашлыками и копчёной колбасой говорит о романтичности, буйной фантазии и жажде путешествий. О мечтательности натуры говорит и любовь к дарам моря.

Пристрастие к молочным продуктам выдает потребность в заботе, ведь эта пища ассоциируется с молоком матери, а значит, и с периодом жизни, когда мы были защищены и окружены любовью.

Помидоры в любом виде предпочитают щедрые и демократичные люди с широкой душой. Чувствительные натуры выбирают огурцы, а тем, кому недостает отваги и решительности, – капусту и фасоль. А вот индивиды, питающиеся исключительно овощами, по мнению психологов, отличаются повышенной брезгливостью, страхом перед трудностями, уступчивостью.

Самыми здоровыми и психически уравновешенными психологи считают любителей моркови и яблок, а вот почитателей кислого, солёного и маринованного учёные причисляют к тиранам, хотя и не всегда явным.

Кстати, известно, что Иван Грозный обожал соленья и кислое молоко, Петр I предпочитал продукты с кислым вкусом, а Сталин не мог жить без молодого вина и лимонов.

Психологи считают, что люди с наличием постоянных проблем чаще всего не очень разборчивы в еде и едят достаточно часто. Уяснить для себя некоторые черты личности можно, понаблюдав за отношением человека к еде. Гурманство, как проявление гедонизма, говорит о любви к жизни, стремлении к счастью, желании жить ярко. Поэтому гурманы достаточно редко страдают депрессиями. А вот пищевой аскетизм свидетельствует о меланхоличности, депрессивности и некой апатии, ведь человек не нацелен на получение удовольствия.

Так что иногда и впрямь стоит задуматься, когда рука непроизвольно потянется в десятый раз подряд к одному и тому же продукту!

Удачи и крепкого здоровья!

Наталья Инина - преподаватель факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

В 2005 году окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре «психология личности». Автор курсов «Психология личности», «Психология религии», «Психология веры», «Психологическое консультирование» и др. Читает курс лекций по практической психологии на курсах повышения квалификации клириков г. Москвы при Московской православной духовной академии. Разрабатывала и вела на телеканале «Спас» авторскую программу «Точка опоры» (2007-2009 гг.). Автор ряда публикаций в научных и популярных изданиях. Сфера интересов - психология личности, психология религии, психология развития, психология творчества.

Еда как маркер отношений с самим собой

Наталия Владимировна, наверное, нет людей, которые бы не любили вкусно поесть. Это значит, что каждый из нас подвержен чревоугодию?

Вовсе нет. Пища - это Божие благословение и естественная человеческая потребность. А страсть чревоугодия возникает только тогда, когда забота о питании, о своем теле становится центром жизни. Например, если человек тщательно обдумывает, что он будет есть на завтрак, обед и ужин, мысленно проигрывает в своем воображении детали меню, постоянно ходит по магазинам в поисках каких-то особенных продуктов и приправ, и это занимает львиную долю его времени, то ему стоит всерьез задуматься о чревоугодии, о том, почему им овладевает эта страсть. А если мы едим, чтобы подкрепить свой организм, восполнить свои силы, то это совершенно нормальный процесс, не имеющий отношения к чревоугодию.

Очень часто отношение к еде - это некий маркер моих отношений с самим собой, с другими людьми, с миром, равно как и отношения с телом вообще - показатель психологического здоровья, того, насколько человек находится в гармоничном состоянии. Расстройства пищевого поведения в этом смысле часто отражают внутренние душевные проблемы человека.

Возьмем всем известные болезни - анорексию (когда человек почти ничего не ест и при этом кажется себе слишком толстым) и булимию (когда человек ест все подряд без разбора и потом испытывает состояние, близкое к отравлению, а также ужасающее чувство вины и отвращения к себе).

В моей практике был случай, когда за анорексией у молодой девушки скрывалось вовсе не желание походить на стройных моделей с обложек глянцевых журналов, а колоссальное недоверие к миру и страх перед людьми. Ее мать была женщиной чрезвычайно властной и контролирующей. Она постоянно следила, что читает, во что одевается и с кем дружит ее дочь. Девушка отреагировала деструктивным образом - просто перестав есть (к моменту начала терапии она питалась одними семечками и леденцами). Очевидно, что нездоровое отношение к еде было лишь способом отгородиться от мира, а реальной причиной страданий девушки было тяжелейшее душевное состояние, напряжение, тревога, недоверие к людям и страх перед жизнью.

Другая моя клиентка, страдавшая булимией, таким способом решала проблему глубинной неудовлетворенности собой и одновременного желания быть в центре событий. Она была властной и темпераментной женщиной, манипулировала всеми своими близкими, а их у нее было немало: родители, брат, сестры, муж, двое детей. И всеми она пыталась управлять, требовала, чтобы все перед ней отчитывались, но при этом постоянно жаловалась на близких, которые, по ее словам, без нее не могут справиться.

К сожалению, сильное желание властвовать и управлять встречается часто. В действительности за этим желанием может скрываться глубинный страх и тревога, порождающие такое властное контролирующее поведение.

Еще одним искажением нормального отношения к еде является чрезмерная зацикленность на своем здоровье. Сейчас, например, в моде здоровый образ жизни. О нем много говорят, пишут, проводят различные семинары, составляют программы, помогающие похудеть, сторонники здорового образа жизни объединяются в клубы и группы поддержки. И всё сводится к тому, какое количество белков, жиров, углеводов человек потребляет, как это сказывается на его физическом самочувствии, на его уровне сахара.

Забота о своем здоровье естественна, но если речь идет не о лечении от тяжелой болезни, а о профилактике, то вряд ли у человека это может занимать больше 10-15 процентов времени от всех его забот. Например, есть у меня очень симпатичные коллеги, которые, заботясь о себе, приносят с собой на работу коробочку гречневой каши и в обеденный перерыв не идут в столовую, а съедают свою кашу, но в остальное время они даже не вспоминают об этой коробочке, а заняты делом. Замечательно!

А если у человека, увлеченного здоровым образом жизни, правильным питанием, есть серьезные нерешенные внутренние проблемы, он зацикливается на этой теме, начинает высчитывать калории, строить графики на каждый день и час - всего себя посвящает здоровому образу жизни. Всё переворачивается с ног на голову: не здоровый образ жизни для человека, а человек для здорового образа жизни, не тело обслуживает меня, а я обслуживаю тело. И это как раз и толкает нас к страсти чревоугодия.

- Как же можно найти выход из подобных состояний?

Поскольку реальная проблема человека в такой ситуации заключается не в еде как таковой, а в его душевном состоянии, в глубокой потере связи с самим собой, со своей жизнью, очень часто - в нелюбви к себе и страхе перед жизнью, то имеет смысл не фиксироваться на проблеме еды, а решать более глубокие экзистенциальные задачи, относящиеся к жизни, чувствам, целям, смыслам, переживаниям, к трудностям, которые стоят на пути. Тогда постепенно тема еды перестает быть значимой - еда начинает занимать то место, которое и должна, а должна она просто обслуживать наше тело.

Помочь в этом человеку может хороший психотерапевт. Это не значит, что он подменяет священника. Психотерапевт не борется со страстями - у него другая задача, другой язык, другая терминология. Он призван помочь человеку расчистить «психологические завалы» для того, чтобы они не мешали духовному развитию личности.

Духовные усилия, духовное восхождение человека должны подкрепляться психологическим здоровьем. Бывает, люди годами на исповеди перечисляют одни и те же грехи, которые не удается преодолеть усилием воли, самодисциплиной или включением здравого смысла. Конечно, в этом случае надо разобраться в причинах, и нередко бывает, что эти причины как раз находятся в плоскости психологии: например, это может быть тревожность, страх, отсутствие контакта с собой. Пока мы не обеспечиваем условия, при которых человек начинает осознавать себя, слышать себя, быть внимательным к себе (в чем и помогает психотерапевт), бесполезно работать со всей множественностью проблем.

Спусковой механизм страстей

- Почему страсть чревоугодия считалась святыми отцами первой из восьми страстей?

Первая - не значит самая важная (самая главная, как мы помним, это гордость). Чревоугодие - это своего рода дверь для страстей. Когда мы ее открываем, в душу входят и остальные страсти.

Вспомним, что первое искушение Христа, когда он постился в пустыне сорок дней, было связано с едой. Дьявол предлагал Христу превратить камни в хлеба и вкусить их, утолив свой голод, и мы помним, что отвечает Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Более того, первое искушение в раю также было связано с вкушением пищи. Грех вошел в человека, в его естество, когда Адам вкусил яблоко с древа познания добра и зла, находящееся в центре рая. Что есть «зло» и что есть «добро», определяет Бог, а человек принимает это знание, данное ему Господом, в смирении и послушании. Речь не о подчинении, речь о доверии, ибо только во взаимном доверии возможно подлинное послушание. Послушание Адама, не вкушающего с древа познания добра и зла - это акт доверия и любви к Богу, к своему Творцу.

Однако если человек нарушает то единство целомудрия, доверия и любви, которые пронизывали отношения первочеловека и его Творца до грехопадения, в его душе зарождается сомнение, происходит лукавая подтасовка, в которой запретный плод превращается в вожделенное благо. Обман откроется, но будет поздно. Вся жизнь падшего человечества - это попытка вернуться к Богу, преодолеть этот страшный разрыв.

Что происходит сразу после грехопадения? Естественно, обнаруживается, что никакого вожделенного блага, которого так ждали, нет, человек терпит фиаско, и это порождает страх, тревогу и бегство. Можно сказать, что в этот момент начинается та самая психология - психология падшего человека - с которой нам как психологам приходится иметь дело.

Возникает страх перед будущим, сомнения в себе, в своих возможностях, недоверие в отношении других, попытка властью заменить веру, попытка богатством заменить любовь и так далее и тому подобное. Страсть возобладала над человеком только потому, что он не противостоял вожделению, не был до конца верен своему Творцу.

Еда - самое простое, самое очевидное, самое естественное, что всегда перед нами. Сама по себе еда, вкушение пищи еще не страсть, но может ею стать, если мы теряем связь с Богом, утрачиваем верность Ему, поддаемся ложным вожделениям, миражам, которые обещают нам удовольствие, но всегда лгут. Именно поэтому святые отцы говорят, что чревоугодие - это спусковой механизм, запускающий в действие все остальные страсти.

- А каким образом работает этот спусковой механизм?

- Возьмем для примера страсть, свойственную многим - тщеславие, высокомерие. Как она связана с чревоугодием? Ребенок просит: «Хочу вот эту хрустящую горбушку» или «Хочу вот эту самую поджаристую куриную ножку…». В общем, кусочек повкуснее и побольше. Знакомая всем картина! Такое эгоцентричное желание: лучшее - мне. В детстве оно невинно, но часто и повзрослев, человек относится к себе, любимому, так же - мне, мне, мне.

Если чревоугодие овладело нами, если эта первая дверь в душу человека открыта, то войдут и другие страсти - и скупость, и сребролюбие, и уныние. Я бы не рискнула это с уверенностью утверждать (хотя мне как психологу это понятно), если бы не читала это у многих святых отцов Церкви. Да и с психологической точки зрения это абсолютно верно, ведь подчинение себя страсти с неизбежностью приведет к потере самого себя, а следовательно к тревоге, которая заставит человека копить деньги, экономить, даже если в этом нет необходимости, не делиться с ближним из-за страха перед завтрашним днем, к недостатку веры, к страху перед жизнью, толкающим в депрессию, уныние.

Вообще, я убеждена, что за любой страстью стоит глубинный страх, недоверие, тревога, желание чем-то запастись или как-то еще подстраховаться, а глобально это потеря связи с бытием, способности любить и доверять не только Богу и людям, но и самому себе.

- Как выглядит здоровое отношение к еде в повседневной жизни?

- Я бы сказала, что здоровым примером отношения к еде можно назвать монастырскую трапезу: в монастырях обычно едят простую пищу небольшими порциями, из-за стола встают быстро.

Мне рассказывали про трапезу на Афоне. Времени, которое отводится на трапезу, хватает только на то, чтобы успеть съесть то, что подают к столу. Нет возможности ни поговорить с соседом, ни посмаковать еду. Быстро подкрепились и разошлись - каждый вернулся к своему послушанию. Вот это нормальное отношение к еде: она подкрепляет тело, а не подчиняет человека себе.

- Но ведь в монастырях по праздникам на столах стоит обильная и вкусная еда…

- Верно, но праздничная трапеза никогда не посвящена еде. Это совместное бытие, в котором мы радуемся друг другу. Если это разговение, радуемся Богу, вкушаем пищу с благодарностью, с любовью, трепетно. При этом видим друг друга, чувствуем радость другого. И тогда трапеза становится радостью, продолжением Тайной вечери.

То же самое можно сказать в отношении традиции хлебосольства, гостеприимства. Гостеприимство - добродетель, потому что я угощаю гостя. Не для себя я пироги пеку, а для гостя стараюсь, последний кусок отдать ему готова. И вот тогда как раз еда превращается из проклятия в благо.

Однако когда люди собираются за общим столом не для того, чтобы увидеть друг друга, порадоваться встрече, пообщаться, а только для того, чтобы вкусно поесть, насладиться кулинарными изысками, то что происходит дальше? Либо ссоры, конфликты, драки, либо неприличные фантазии, флирт, блуд, это уж зависит от степени испорченности. Человек опрокидывается в свою плоть, в похоти, в инстинкты.

Преодолеть вожделение можно только верой и волей, принять решение, проявить самодисциплину, понять, к каким последствиям это приведет, если не остановить себя. Совершить этот акт, сказать себе «стоп» помогает, конечно, не тело, а разум.

“Анестезия” сексуальной зависимости

- Блуд - такая же по своей природе страсть, как и чревоугодие, у нее похожий механизм развития?

Разница есть, она, главным образом, заключается в последствиях страсти. Чревоугодник вредит только себе. Чревоугодие - это отношения с самим собой. А блудом наносят вред не только себе, но и другому.

Но давайте посмотрим на страсть блуда внимательнее. Очень часто одна проблема имеет в действительности совершенно другие корни. Например, родители жалуются на плохое поведение ребенка, а оказывается, что они сами не дают ему шагу ступить. Человек жалуется на несправедливое к себе отношение, но выясняется, что он сам относится к окружающим без должного внимания. И за страстью блуда, когда начинается практическая работа, часто тоже обнаруживаются иные основания, нарушения, проблемы.

Если говорить о сексуальной зависимости, то в ней есть и экзистенциальные духовные компоненты, такие как глубинный неосознаваемый страх смерти, вытесняемое чувство внутренней опустошенности, глубинное одиночество. Но могут быть проблемы и иного рода - детские травмы, пережитое в юном возрасте сексуальное насилие, деструктивные, патологические отношения в родительской семье. В результате человек «кидается» в сексуальную зависимость в поисках «анестезии», квазиутешения, однако никакого утешения он, естественно, не находит, а проваливается в зависимость все глубже и глубже, теряя здоровые ориентиры жизни.

Страсть блуда - более фундаментальная проблема, чем просто сексуальная зависимость, и она в огромной степени связана с духовной сферой личности. Если обратиться к этимологии, то «блуд» и «блуждание» - однокоренные слова, и они близки по значению. Это некий уход, иногда поиск, но ложной цели. Человек блуждает в поисках чего-то, его душа мятется, ищет, но ищет не там, где лежит нечто ценное, важное.

Это касается и других страстей. Задача страсти в том, чтобы пленить всего человека, все его уровни: и телесный, и душевный, но прежде всего - духовный уровень, ведь именно он определяет связь человека с Богом. Поэтому борьба со страстью - это не просто борьба с блудным помыслом, к чему обычно сводится обывательское представление об аскетике. Это борьба за человека, за развитие его личности, в христианском понимании - за его спасение.

Поэтому задача психолога состоит не просто в том, чтобы дать средство противостояния, а в том, чтобы направить человека в сторону раскрытия лучших свойств его души, в сторону принятия себя, чтобы в результате этого самораскрытия был побежден и блудный помысел.

В подростковом возрасте у человека происходит гормональный взрыв. Как помочь подростку преодолеть блудные желания? Стоит ли откровенно обсуждать с ним эти деликатные темы?

Да, в подростковом возрасте ребенок в короткий срок переживает то, что физиологи называют «гормональной бурей». Перестраивается организм, меняется внешность, возникают новые, часто ошеломляющие взрослеющего ребенка проблемы. Он оказывается, по словам Толстого, в «пустыне отрочества», когда прежние опоры в виде семьи и школы расшатываются, а новые еще не сформированы, и одновременно попадает в зону опасностей, связанных в том числе с половой сферой.

Но за внешними признаками, как я уже говорила, могут быть и иные проблемы. Главная из них - это разрыв, внутренний конфликт между «хочу» и «должен», то есть между желаниями и разумом. За этим глобальным несоответствием есть и неуверенность в себе, и страх, и одиночество, и многие другие типично подростковые проблемы.

Задача и психолога, и родителей - помочь в прохождении этого периода. Надо еще не забывать крайне негативное воздействие массовой культуры, которая пороки превратила в доблести. Поэтому родителям надо быть начеку, попытаться стать своим детям друзьями и помочь пройти над пропастью, не провалиться в нее.

Я считаю, что табуированных тем в разговоре между родителями и детьми нет - другое дело, как, с какой интонацией, каким языком разговаривать. Напомню слова Маршака, который на вопрос, как надо писать книги для детей, ответил: «Точно так же, как для взрослых, только значительно лучше!».

Родители должны позаботиться, во-первых, о формировании доверия между ними и ребенком, а во-вторых, о своей готовности разговаривать с ребенком на любые темы, в том числе темы близких, интимных отношений. Не секрет, что многие родители тратят на общение со своими детьми минимальное количество времени, и часто сводят это общение к окрикам, требованиям, упрекам.

Мне заполнился один случай. Ко мне пришел юноша лет шестнадцати. В разговоре он признался: «Я себя чувствую ужасно, потому что я в нашем классе единственный девственник!». Я узнала, что он ни с кем в семье не мог поговорить об этом, поскольку там не принято было говорить по душам. А парня мучил этот вопрос, он чувствовал себя неуверенно, одиноко, считал, что он изгой. Именно эти вещи волновали его, а не сексуальные переживания. Он считал, что раз он не такой, как все, значит, он хуже.

Я сказала ему: «Я очень благодарна тебе, что ты решился поговорить со мной об этом. Я не могу требовать от тебя, чтобы ты оставался целомудренным. Я могу только сказать, что думаю об этом, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Ты, конечно, волен последовать примеру своих приятелей (кстати, не факт, что все они лишились девственности, это может быть и бравада). Но я знаю, что если ты сделаешь это только ради того, чтобы не отстать от друзей, то ты на всю жизнь запомнишь этот первый опыт как что-то очень далекое от того прекрасного, что называют любовью. А вот когда ты встретишь девушку, в которую влюбишься, и ваша любовь будет взаимна, и вы решите пожениться, потому что не сможете ни дня прожить друг без друга, вот тогда ваша близость будет частью той огромной любви, что заполнит ваши сердца и принесет вам обоим настоящее счастье!».

Так получилось, что через несколько лет мы встретились опять, и оказалось, что ему тогда удалось воздержаться от соблазнов. Он действительно встретил свою любовь, и они поженились. Я не спрашивала о том, сбылись ли мои прогнозы, но глядя на него, я понимала, что передо мной счастливый молодой мужчина, любящий и любимый.

Резюмируя свою мысль, я бы сказала, что во всем нужна мера и здравый смысл. Любые крайности всегда плохи. На мой взгляд, говорить с подростками о сексе свободно и «по-взрослому» - это неадекватность, поскольку тема эта и для взрослого деликатна, а уж подросток крайне раним, чувства его обострены и уязвимы. Такие разговоры требуют уважительности, осторожности, чуткости. Но и не говорить совсем тоже неверно. Это, как правило, связано с родительским нежеланием брать на себя ношу ответственности, тратить свои душевные силы.

Эрос – первая ступенька, а блуд – первое препятствие

Многим неверующим людям интуитивно понятна греховность воровства или, к примеру, супружеской измены, но непонятно церковное отношение к сексуальным отношениям вне брака. Почему блуд - это грех?

Я бы расширила этот вопрос: как объяснить нецерковному человеку, что грех разрушает целостность? Разве это касается только блудной страсти? А представление о целях и смыслах жизни? А как объяснить нецерковному человеку, что такое спасение или бессмертие души? Между этими понятиями и секулярным сознанием пропасть, которую, как сказано в Евангелии, человеку пройти невозможно, - только Богу всё возможно. Христос и пришел, чтобы перевести нас через эту пропасть, а каждый из нас, в меру подражания Христу, может помочь это сделать другому.

Но общего универсального ответа на частное и каждый раз уникальное вопрошание дать, на мой взгляд, нельзя. Для того и существует такая наука - психология, чтобы помочь найти конкретный ответ на данный вопрос, и опять же не в самой общей форме, а в форме конкретной.

Действительно, в секулярном обществе считается, что нет ничего опасного в блудных связях, что это некая «разрядка», «снятие напряжения» и вообще «полезно для здоровья» (об этом, кстати, часто говорят врачи-урологи или врачи-гинекологи, консультируя своих пациентов). Что тут скажешь? Если провести некую аналогию, то согласно этой логике в регулярной выпивке нет ничего плохого - это снятие стресса, разрядка, профилактика атеросклероза.

Подобного рода аргументы могут казаться убедительными до той поры, пока мы не обратимся к статистике смертей, разрушенных семей, деградации и психических болезней миллионов наших соотечественников, идущих этим путем. Возвращаясь к нашей теме - за эйфорией от случайных связей может стоять зависимость, подчиненность всего внутреннего мира человека этой навязчивой страсти, и это с неизбежностью приведет к растрате себя, потери целостности, в конечном итоге - полной деградации личности как Божьего замысла.

Человек живет как бы в двух мирах. С одной стороны - в горизонтальной плоскости, и в этом плане мы говорим о той психологии, которая напрямую может быть не связана с духовными вопросами, то есть о мотивах, потребностях, социальных ролях, эмоциях, аффектах и т.д. Но есть и вертикальное измерение. Именно об этом измерении выдающийся психолог Виктор Франкл говорил как о духовном пространстве человека, в котором он действительно становится самим собой в полном смысле слова. Это пространство личности, пространство нравственных выборов, высоких поступков, опыт преодоления своих эгоцентрических желаний.

Иными словами, в человеке все время идет борьба между обыденным и возвышенным, эгоцентрическим и альтруистическим, между комфортом и личностным усилием, в конечном счете - это столкновение профанного и сакрального в человеческой душе.

Задача психолога - не выступать в роли советчика и тем более судьи, а создать такие условия, чтобы человек мог подняться над собой, над своим эго, возрасти духовно.

Вот здесь-то и начинается психология! Если человек не осознает своего подлинного намерения, то он не может оценить с духовной, нравственной точки зрения, зло это или добро. Он найдет разнообразные самооправдания, сам себя запутает до такой степени, что начнет выдавать добро за зло и наоборот, то есть потеряет связь с духовной реальностью своего бытия.

Что касается методов борьбы с блудной страстью, то есть средства «против», а есть средства «за». Как правило, средства «против», такие, например, как клятвы, запреты, значительно слабее, нежели средства «за» - идеалы, цели, ценности. Самым высоким является любовь, которая ставит все на свои места.

«Любовь всему научит», - любил говорить протоиерей Борис Ничипоров, отвечая на модный в девяностые годы вопрос о сексуальной совместимости. Любовь понимается в нескольких ипостасях - эрос (единоплотие), филос (единодушие) и агапе (единодуховность). Эти три ипостаси составляют одно целое!

Но в блуде эрос отделяется и начинает играть разрушительную роль и, что, может быть, еще хуже, он берет на себя роль главенства в любви. Эрос, как ни странно, в этом случае оскопляет любовь, вместо того, чтобы ее дополнять, точнее, являть через себя ее полноту. Не говоря о том, что эрос, будучи самовластным, низводит другого человека до простого средства, орудия, «партнера».

Приведу слова Виктора Франкла: «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сущности его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его». Эрос - это первая ступенька на пути к полноте любви, а блуд - первое препятствие.