Устюжское благовещение. Икона благовещения пресвятой богородицы


Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Благовещение Эпистилий темплона (фрагмент) XII в.
Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет


Благовещение. Преображение. Воскрешение Лазаря
Трехчастная икона XII в. Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет
Икона входит в состав тетраптиха, с изображением двенадцати праздников.


Устюжское Благовещение
Школа или худ. центр: Новгород 30–40-е годы XII в.
.

Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой Благовещения Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города "тучи каменной".


Благовещение. Рождество Христово. Сретение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Вторая половина XII в.


Благовещение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Конец XII в.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Первая четверть XIV в.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия


Благовещение XIV в.
156 × 102 см Икона из Антониева монастыря.


Благовещение Новгородский музей Ок. 1341 г.
Деталь иконы «Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление».


Благовещение с Федором Тироном
Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XIV в.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Происходит из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (1377) в Новгороде. Существует предположение, что эта икона была храмовым образом церкви Благовещения на Городище в Новгороде, откуда после пожара в XVI веке и была перенесена в церковь Бориса и Глеба. В Новгородский музей поступила в 1928–30 гг.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Конец XIV в. 43 × 34 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Икона, видимо, написана на Руси (сосновая доска), но несет черты палеологовского стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне.


Благовещение
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа (?) Конец XIV - начало XV вв.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. 76 × 60 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия


Благовещение Из праздничного чина
Школа или худ. центр: Москва Начало XV в. (1410-е гг.?) 81 × 61 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1408 г 125 × 94 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1425–1427 гг. 88 × 63 см
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия


Архангел Гавриил. Деталь царских врат.Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Богоматерь. Деталь царских врат. Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Благовещение Двусторонняя икона-таблетка
Вторая четверть XV в. Холст, левкас, темпера. 23 × 18 см
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Из комплекта так называемых «Троицких таблеток». Оборот - «Рождество Христово».


Деталь царских врат. ГТГ Середина XV в.


Благовещение Школа или худ. центр: Новгород Конец XV в. 56.5 × 43 см
Музей икон, Реклингхаузен, Германия. Приобретена в 1955 году из собрания проф. Винклера.

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах - например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места - на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части.

Образ Благовещения – один из самых популярных в иконографии. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают ежегодно 7 апреля. Именно в этот день, за 9 месяцев до рождения младенца-Иисуса, началось искупление грехопадения человечества.

Слово «Благовещение» переводится со старославянского языка как «добрая новость». В этот день к Деве Марии снизошел Архангел Гавриил. Он сообщил, что она своей праведной жизнью заслужила право родить на свет Спасителя. Божия матерь приняла эту новость с радостью и любовью, и именно с такими чувствами верующие встречают праздник Благовещенья.

Сюжетные особенности изображения

Очень многие художники изображали Благовещение Пресвятой Богородицы; иконы и фрески этой тематики начали появляться в древний период истории христианства. Интерес к изображаемому событию не утратился до сих пор. Существует три основных сюжета иконы Благовещенье, используемые из века в век:

  1. Архангел Гавриил сообщает Пресвятой Деве новость о том, что ей предстоит стать Матерью Божьей. Дева Мария принимают эту весть с радостью, покорностью. К данной группе относится, к примеру, Устюжская икона.
  2. Образ представляет собой диптих, то есть два изображения, объединённых общим сюжетом. На одной иконе рисуют Архангела Гавриила, а на другой – Богоматерь. Такие изображения можно увидеть на церквях, царских вратах.
  3. Образ Богородицы изображается без Архангела. Дева Мария сидит в умиленной позе, нередко перед книгой. Такие иконы часто называют «Се раба Господня» по тем словам из Евангелия, которые произнесла Богоматерь, получив благую весть.

Изображения последнего типа следует отличать от икон Остробрамская Виленская, Умиление Серафимо Дивеевская, Скорбящая, Калужская.

За что почитают этот святой образ?

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы имеет огромное значение для всего православного мира, но больше всех ее почитают женщины, которые видят в Матери Божьей идеал женщины, матери. В день праздника Благовещенья, 7 апреля, икона Божией Матери увеличивает свою силу и помогает всем, кто обращается к ней с просьбами.

Святой образ может помочь как тем, кто использует готовые молитвы, так и тем, кто обращается к Святой Деве своими словами, главное – молящийся должен искренне верить, что старинная икона Благовещения поможет ему. Образы Девы Марии помогают тем, кто хочет:

  • получить искупление грехов;
  • избавиться от власти других людей;
  • освободиться от пагубной зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
  • выйти из заточения;
  • избавиться от душевных или физических недугов;
  • излечиться от бесплодия, испытать радость материнства / отцовства;
  • получить душевное облегчение;
  • освободиться от действия черной магии.

Обращаться к старинным образам Богоматери можно и с другими проблемами, Святая Дева не откажет в помощи тем, кто готов довериться ей. В соответствии с древнейшими традициями в Благовещенье нельзя заниматься никакой работой, а если праздник совпадает с Великим постом, то разрешено смягчить пост и подать на стол рыбу. Но следуя традициям, не стоит забывать, в чем главный смысл праздника. Ритуалы не должны заменять его, их цель – помочь человеку правильно настроиться на общение с божественными силами.

Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

Существует множество икон, фресок, а также списков с них, репродукций, изображающих момент Благовещенья. Одни из этих изображений – старинные, а другие – относительно новые, современные. Время создания первого образа Благовещения – 2 век, изображение появилось в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы. Все иконы, посвященные данной тематике, обладают божественной силой независимо от того, в каком веке они были созданы. Рассмотрим наиболее известные изображения.

Икона Андрея Рублёва

По мнению экспертов, икона из иконостаса Благовещенского собора Кремля принадлежит кисти великого иконописца Андрея Рублева. Изображение было сделано Андреем Рублевым в 15 веке, предположительно в 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, настроение, композиция дают право говорить о ее принадлежности кисти великого мастера. Образ, написанный на липовой доске, сейчас хранится в Троицком Соборе.

К особенностям иконы относятся:

  1. Отсутствие скученности фигур. Андрей Рублёв считал, что икону не нужно загромождать второстепенными деталями, изображение должно быть простым, хорошо читаемым с большого расстояния.
  2. Наличие центральной оси. Великий иконописец всегда выделял центральную ось иконы, а половинки изображения как бы двигались по направлению к этой оси с двух сторон. Сюжет образа построен на диалоге Архангела Гавриила и Пречистой Девы. Изображение делится на две половины: левую – небесную, архангельскую, и правую – земную, богородичную. В горизонтальном пространстве происходит диалог небесного и земного, а в вертикальном осуществляется боговоплощение: Святой Дух в виде зелёного луча нисходит на Деву Марию. Устремлённость половин иконы к центру, диалогу создает целостность, единство композиции.
  3. Особая праздничная цветовая гамма, специфический колорит. Радостное настроение изображению придают золотистый фон и яркие красные пятна. Архангел Гавриил выполнен в зелёном и золотистом цвете, при этом зелёный цвет символизирует жизнь, Святой Дух. Богородица держит в руках красную нить, из которой прядёт завесу для Иерусалимского храма. Одежда Девы Марии синего и вишнево-коричневого цвета. Первый из этих цветов символизирует небо и молитвенное настроение, а второй – царственность Святой Девы. Престол Девы Марии покрыт красными и зелеными подушками. Красный цвет символизирует радость, жертвенность, а зелёный – жизнь, обновление.

Описание этого образа позволяет увидеть его отличие от старинного канона, которому следовали византийские и греческие иконописцы. Особенностями их изображений были мрачность, порывистость, резкость. На иконе Рублева мы видим надежду, радость, человеколюбие, внутреннюю силу, торжественность. Хотя на дворе был всего лишь 15 век, но знаменитый мастер смог создать свой неповторимый стиль, который стал основой для русской иконописной школы.

Киевская мозаичная икона

На восточных столбах Киево-Софийского собора, поддерживающих алтарную арку, присутствует мозаичная композиция «Благовещение». Она включает изображения архангела Гавриила и Богоматери. Пресвятая Дева держит в руках веретено с пурпурной пряжей, ее одежда синего цвета, а лик – розоватого, белого, зеленовато-серого. Архангел Гавриил обращён к Богородице, правой рукой он совершает благословение, а левой держит жезл.

Фигура Архангела и Богоматери изготовлены разными мастерами и между образами есть множество различий. Гавриил массивен, грузен, складки его одежды прямоугольные, ломкие. Изображение Богоматери выглядит более легким и искусно сделанным. В мозаике отсутствуют какие-либо указания на место действия, также сведен минимуму набор информативных деталей, что является особенностью иконописи, относящиеся к веку македонской династии.

Чудеса, сотворенные иконами

Согласно преданиям, устюжской иконой и другими святыми образами Благовещения было совершено множество чудес. Так, легенда гласит, что в 1290 году на пороге устюжского собора ежедневно молился юродивый Прокопий. Однажды он объявил жителям Великого Устюга, что за совершенные грехи Бог нашлет на них огненный дождь, и призвал людей к покаянию. Но они только посмеялись в ответ.

Спустя неделю, на город надвинулись черные тучи, земля под ногами начала двигаться. Люди поняли, как сильно они разгневали Бога, и осознали необходимость покаяния. Они пришли в устюжский храм, опустились на колени перед иконой Божьей Матери и просили о покаянии. После этого Святой образ Благовещения начал источать благоухающее миро, которым наполнили все церковные сосуды.

Грозная туча прошла мимо города и разразилась огнем на безлюдном участке. В воспоминание о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери. В 19 веке для иконы был устроен новый оклад, а в 1930 году она была передана Третьяковской галерее, где находится и сейчас.

Но устюжское чудо – не единственное. При Иоанне Грозном к житницам царского двора в Кремле примыкала башня, где содержали преступников. Туда был заключен оклеветанный воевода, который усердно молился о своем освобождении. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала просить государя о свободе. Но узник побоялся гнева царя и не выполнил приказ. Тогда Богородица пришла к нему снова и пообещала помощь. Воевода послушался.

Люди, посланные государем, пришли к тюрьме и обнаружили на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав о таком чуде, освободил воеводу, а при чудотворном образе приказал построить деревянную часовню. В 1731 году императрица Анна Иоанновна построила здесь храм, и внешняя стена башни с изображением стала внутренней южной стеной церкви, икона была украшена роскошным киотом.

25 марта 5549 года от сотворения мира произошло одно из основных событий в истории христианства. Именно в этот день благочестивой деве Марии явился ангел и поведал ей, что она станет матерью спасителя человечества. Произошедшее чудо нашло отражение во многих религиозных и светских художественных произведениях.

История святого лика

Благовещение Пресвятой Богородицы - один из самых значимых праздников христианского мира. По важности он стоит на третьем месте после Рождества Христова и Пасхи. О чудесном событии рассказывается в Евангелии и апокрифах первых веков христианства.

Икона Пресвятой Богородицы «Благовещение»

Библейский сюжет

Основную информацию об этом событии содержит Евангелие от Луки. Оно повествует, что архангел Гавриил явился в дом праведного мужа Иосифа и благочестивой Девы Марии с радостной вестью. Он поведал, что Господь выбрал её для рождения Спасителя человечества. Мария смиренно приняла волю Всевышнего. На давшую добровольное согласие стать матерью Сына Господня деву снизошел Святой Дух, заполнивший её лоно.

Более подробная информация даётся в различных раннехристианских апокрифических сочинениях. Их знание играет важную роль в понимании иконографии сюжета Благовещения. В некоторых источниках говорится, что в момент явления ангела Пречистая Дева занималась плетением пурпурной завесы для храма в Иерусалиме.

В других религиозных текстах, построенных на логической основе, упоминается о двух явлениях Посланника Божия. Первое из них произошло у колодца, где Мария слышала лишь голос ангела. Оно должно было подготовить её к встрече с посланником в человеческом обличии. Описание второго явления, произошедшего в доме, практически полностью совпадает с текстом святого Луки.

Описание занятия Марии в момент появления перед ней архангела Гавриила иногда рассказывает, что она читала книгу. Исследователи предполагают, что она могла изучать Святое Писание или записи пророка Исайи, в которых предсказывалось появление богочеловека, рожденного простой женщиной.

Появление праздника

Первые изображения сюжета Благовещение, найденные в раннехристианских катакомбах, относятся ко II в. н. э. Поэтому некоторые историки христианства считают, что традиция празднования чудесного явления была заложена в апостольский период. Достоверные сведения о начале почитания Богородицы относятся к IV в., когда, благодаря деятельности святой Елены - матери Константина Великого - произошло открытие святых мест, связанных с основными библейскими событиями. Благовещение становится одним из главных христианских праздников к VII в., когда он распространился не только по Византии, но и по Европейским государствам.

Иконография

Художественное выражение праздника Благовещение создавалось на основе многочисленных письменных источников. Иконография образа Благовещение Пресвятой Богородицы складывалась на протяжении нескольких веков.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Библейский сюжет представлен в православной иконописи четырьмя основными типами, основанными на различных трактовках события, создателями Евангелия:

  1. Самым распространённым типом иконы является «Благовещение с рукоделием», созданное на основе Протоевангелия от Иакова. Жрецы иерусалимского храма решили соткать для него новую завесу. Для этого выбрали восемь дев, которые на основе жребия выбрали себе материал для работы. Марии достались пурпур и багрянец, забрав которые она вернулась домой и принялась за работу. Именно в этот момент к ней явился архангел Михаил.
  2. Образ «Благовещение с книгой», основывается на рассказе псевдо-Матфея. Он упоминает, что Мария прилежно служила Господу, посвящая своё время праведному труду и чтению священных и религиозных текстов. На основе этой записи появились иконы, изображающие читающую Деву Марию, перед которой появляется Посланник Божий.
  3. К благовещенскому типу икон относится образ «Богородица у колодца» (Предблаговещение). Сюжет, на основе которого создавался художественный образ, описывается в 11 главе Евангелия от Иакова. Дева Мария с кувшином в руках набирает воду из колодца и слышит голос невидимого ещё ангела, призывающий её радоваться. Испугавшись, она возвращается в дом и возвращается к своему занятию. Часто это изображение входит в состав житийных икон Богоматери.
  4. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы «Се раба Господня» изображает Деву Марию, радующуюся вести, принесенной ангелом. Отличительной чертой этого извода является раскрытая перед Богоматерью книга.
На заметку! Четыре перечисленных сюжета сохраняются в иконописи на протяжении многих веков, дополняясь деталями, соответствующие духу времени. На однотипных иконах разного времени отличаются постановка и поза фигур, архитектурные и пейзажные детали.

Известные изображения

В православной церкви иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» получили широкое распространение. Они относятся к различным типам и техникам выполнения и являются одними из самых почитаемых у верующих людей.

Тиносская икона

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы предположительно написана апостолом Лукой в начале I в.н.э. Название получила по месту обретения в 1823 году. Образ относится к типу «Богородица с рукоделием». Её нашли в земле после упорных поисков, которые начались после видения монахине Пелагии.

Сегодня икона находится в одноимённом храме на острове Тинос. Ежегодно тысячи паломников приезжают сюда и проходят на коленях путь от порта до храма, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

Мозаика в храме Святой Софии в Киеве

Мозаичная икона, расположенная на столбах в киевском храме Святой Софии. В руках Девы Марии, одетой в синее одеяние, находится веретено с пурпурной нитью. Правая рука архангела Гавриила поднята в благословляющем жесте. В левой руке Посланника находится жезл. Он выглядит более угловатым и грузным, чем женская фигура.

Мозаичная икона Богородицы в Софийском соборе

Интересно! Основываясь на разнице в технике исполнения фигур, входящих в состав композиции, исследователи считают, что над фигурами работали два мастера.

Устюжное благовещение

Особо почитается в Русской православной церкви чудотворная икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжная. Образ написан в начале XII века в Великом Новгороде. Своё название она получила благодаря легенде, появившейся на основе жития Прокопия Устюжского. В 1290 году блаженный Прокопия призывал жителей Великого Устюга прийти в храм и молиться, чтобы город обошла стороной страшная беда. Когда над поселением сгустились тучи, засверкали молнии и ударил гром горожане укрылись в церкви и начали возносить молитвы Небесной Заступнице. В ответ на их молитвы из иконы потекло миро, а тучи над городом рассеялись.

Интересно! Несмотря на то, что образ написали в Великом Новгороде, церковь долгое время поддерживала легенду об устюжном происхождении реликвии.

Сегодня подлинник иконы хранится в Третьяковской галерее. Но существует несколько почитаемых списков, которые хранятся в следующих храмах:


По типу икона относится к «Благовещению с рукоделием». Характерной особенностью этого иконографического извода является фигура младенца Христа, входящего в чрево Богородицы. В целом, изображение довольно лаконично, лишенное архитектурных деталей.

Благовещение Андрея Рублёва

Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Как и на большинстве известных благовещенских икон Богоматерь изображена занимающейся рукоделием. Она сидит на престоле с наклоненной в сторону Божьего Посланника головой. Цветовая гамма образа очень символична и выражает радостное, праздничное настроение. В ней преобладают золотые, красные и зелёные тона.

Значение иконы

В образе Благовещения воплощены смирение, покорность и вера в Силу Господа Девы Марии, которая духовным подвигов чистоты сердца и помыслов, служением и любовью к Нему заслужила стать матерью Спасителя рода человеческого.

С другой стороны, художественное воплощение известного сюжета отражает любовь и заботу Бога о своих детях.

В чём помогает

Дева Мария на иконе представляется идеальной женщиной-матерью. Перед её образом молятся о помощи в следующих проблемах:

  • в женском и мужском бесплодии;
  • в недугах тела и души;
  • в заточении;
  • зависимости от наркотиков, алкоголя и других искушений;
  • в избавлении от грехов;
  • душевного смятения.

Вообще, к богородичным образам обращаются с любыми проблемами и горестями. Особенной силой обладает молитва, возносимая к Заступнице 7 апреля - Праздник Благовещения.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы - художественное воплощение важного для каждого христианина события. Она учит смирению, кротости и доверию промыслу Бога, который любит всех своих детей.

Икона Благовещения Божией Матери

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Уже со второго века Благовещение считается первой частью искупления грехов, где послушание Девы Марии было противовесом греха Евы.

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

ВЕЛИЧАНИЕ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ВИДЕОФИЛЬМ

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).