День святого Игнатия Богоносца. Игнатьев день

О священном мученике Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, мы знаем не так уж много. Есть лишь две даты, имеющие официальное подтверждение. 20 декабря 107 года - день его мученической кончины и 29 января / 11 февраля (по старому / новому стилям) - день перенесения его мощей. 11 февраля, в день памяти Игнатия Богоносца, «Прихожанин» напоминает своим читателям, что надо знать об этом святом.

Святой Игнатий Богоносец родился в Сирии . Правда, точная дата его рождения неизвестна. Из Сирии он вместе с родителями попал в Иудею, где ему посчастливилось увидеть Христа при Его земной жизни и где впоследствии Игнатий общался с Его апостолами. На протяжении 40 лет (с 67 по 107 годы) он был епископом в Антиохии (в наши дни это турецкий город Антакья). Кстати, именно Антиохию считают колыбелью христианского богословия, и с этим городом связана знаменитая Антиохийская школа богословия. Мученическую смерть святой Игнатий Богоносец принял в Риме. По дороге из Антиохии в Рим он побывал во многих городах Малой Азии: Селевкии, Смирне, Троаде, Неаполе, Филиппах…

Почему его называли Богоносцем?

Существуют два объяснения, почему святого Игнатия называют Богоносцем. По одной версии, именно Игнатий был тем самым ребенком, которого Господь, взяв за руку, поставил перед Своими учениками. «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18, 1- 4). По другой версии, Богоносцем он был наименован потому, что имя Христа имел в сердце своем и непрестанно Ему молился. Даже когда в Риме его вели на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял имя Спасителя, а когда его спросили, почему он это делает, он ответил, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую».

Ученик апостола и епископ Антиохии

Известно, что Игнатий Богоносец был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В своем «Похвальном слове Игнатию» святитель Иоанн Златоуст писал, что Игнатий «близко общался с апостолами и от них почерпал духовные струи» , «с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах, и в неизреченном» , что власть епископства была вручена ему святыми апостолами и «руки блаженных апостолов касались священной главы его» .

Мы знаем также, что Игнатий Богоносец был третьим по счету епископом Антиохии (после святого апостола Петра и епископа Еводия). Епископство Игнатия пришлось на страшное время правления императора-язычника Траяна. Известно, что после победы над скифами Траян приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам. Христиан, которые отказывались поклоняться языческим идолам, по приказу Траяна убивали.

Прибыв в Антиохию, император Траян приказал привести ему Игнатия и, когда это было исполнено, потребовал от епископа отречься от Христа. Игнатий отказался, и тогда Траян приказал отвезти старца в Рим и отдать на съедение львам.

В течение долгого времени закованный в цепи Игнатий Богоносец ехал в Рим в сопровождении десяти римских воинов, которых за жестокость он прозвал «леопардами». За время долгого пути он посетил немало городов, и из многих мест к нему приезжали представители христианских общин: и священнослужители, и простые верующие.

Духовное наследие священномученика Игнатия Богоносца

Считается, что Игнатий Богоносец был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Его послания были столь значимы для христиан, что появилось немало подделок, приписываемых Игнатию Богоносцу. Современные исследования подтверждают, что из 15 посланий лишь 7 были, действительно, написаны святым Игнатием. Эти послания называются по имени того народа, к которому обращался святой: послания к эфесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, римлянам, смирнянам. И особняком стоит послание, обращенное к Поликарпу, епископу Смирнскому, который так же, как и Игнатий, был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Почти во всех посланиях святой Игнатий Богоносец поднимал одни и те же важные вопросы. Он писал о том, как важно христианам почитать и во всем следовать советам своих епископов, укреплять и беречь единство Церкви, остерегаться еретиков. Священномученик Игнатий призывает всех христиан быть кроткими и смиренномудрыми, молиться друг за друга и во всем уподобляться Господу. Сегодня нам, живущим в XXI веке, эти мысли кажутся такими очевидными, но ведь если задуматься, это писалось и говорилось две тысячи лет назад - в момент, когда только-только закладывались первые камни в фундамент христианской Церкви. И для многих зарождающихся христианских общин в римских провинциях слова священномученика Игнатия Богоносца по сути были настоящим откровением.

Учение Игнатия Богоносца о Христе очень четкое. Он не сомневается в том, что Христос одновременно Бог и Человек, рожденный «от Марии и Бога». Церковь он называет местом жертвоприношения, а Евхаристию - врачеством бессмертия. Игнатий первый употребил выражение кафолическая Церковь для обозначения совокупности верующих: «Где является епископ, там да будет народ, а где Иисус Христос, там кафолическая Церковь («Вселенская» переводится на славянские языки с греческого как «кафолическая», а на западные - «католическая»). Духовная жизнь христианина понимается святым Игнатием Богоносцем как подражание Христу: «Будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он - Отцу Своему».

В своих посланиях святой Игнатий просил христиан не пытаться спасти его от смерти. «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви, - обращался он к ним. - Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей - да сделаюсь чистым хлебом Христовым» .

Известно, что именно Игнатий Богоносец стал использовать антифонное пение. Антифон (греч. «звучащий в ответ» ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Игнатий Богоносец удостоился в видении быть свидетелем небесного богослужения и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он и ввел на богослужениях антифонное пение. В нем два хора чередуются и как бы перекликаются. Антифонное пение, начиная со II века, из Сирии быстро распространилось по всему христианскому миру.

Тропарь Игнатию Богоносцу

Апостольских нравов подражателю / и престола их снаследниче, / архиереев удобрение / и мучеников славо, Богодухновенне, / на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради / и, слово истины исправляя, / до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Подготовил Петр Селинов

Апостольских нравов подражателю/ и престола их снаследниче,/ архиереев удобрение/ и мучеников славо, богодухновенне,/ на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради/ и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси,/ священномучениче Игнатие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

«Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам… Крещение пусть остается с вами, как щит; вера - как шлем; любовь - как копье; терпение - как полное вооружение».
Священномученик Игнатий Богоносец.

Священномученик Игнатий Богоносец

Житие святого

Игнатий Богоносец (греч. Ιγνάτιος ο Θεοφόρος, Игнатий Антиохийский, греч. Ιγνάτιος Αντιοχείας; 20 декабря 107, Рим) - муж апостольский, священномученик Древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола Петра и Евода, ученик Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 года.
Родился, вероятно, в Антиохии. Иероним Стридонский называет Игнатия Богоносца учеником Иоанна Богослова. Сведения о Игнатии содержатся в Церковной истории Евсевия Кесарийского (IV). Согласно Евсевию, Игнатий был сослан в Рим, где пострадал за Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98 - 117), будучи брошен львам на арене.

Священномученик Игнатий со львами

Почему святого называли Богоносцем

Прозвище, по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребёнка на руки, о чём повествует Евангелие от Матфея (18:2-5); по другой, значит «носитель Божественного духа».
Известен как предполагаемый автор семи дошедших до нас посланий, которые он написал во время своего путешествия под стражей в Рим. Пять из них были направлены христианским общинам Эфеса, Магнезии, Траллии, Филадельфии и Смирны, пославших своих представителей приветствовать исповедника, проезжавшего по их территории, и получить его благословение. Одно из посланий обращено к Поликарпу, епископу Смирнскому, а седьмое - к христианской общине Рима.


О жизни и деятельности Игнатия нам известно немногое. Игнатий был первым крупным христианским писателем нееврейского происхождения и из нееврейской среды. Предполагают, что он был сирийцем - на том основании, что греческий язык его посланий несовершенен. Исходя из содержания посланий, можно считать его первым послеапостольским автором, не укорененным в ветхозаветной традиции. Евсевий Кесарийский сообщает, что Игнатий был вторым епископом Антиохии после апостола Петра и преемником Еводия; Феодорит же утверждает, что он был преемником самого апостола Петра. Некоторые авторы высказывают предположение, что Еводий и Игнатий были одновременно епископами в Антиохии: Еводий был поставлен для иудеев, а Игнатий - для христиан из язычников. Св. Иоанн Златоуст называет Игнатия «образцом добродетелей, явившим в лице своем все достоинства епископа».

Мученичество

Мученические акты (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия - позднего происхождения (IV и V век). Они были изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum). В них сообщается дата смерти Игнатия - 20 декабря (год не указан). В этот день (по юлианскому календарю) и совершается его память в Восточной Церкви; Западная Церковь с 1969 года совершает память его мученической кончины 17 октября, по указаниям восточного мартиролога (IV век) в его сирийской версии.

Перенесение мощей священномученика Игнатия

Также, 29 января (по юлианскому календарю) празднуется пренесение его мощей: мощи Игнатия были перенесены из Рима в Антиохию в 107 или 108 году. Сначала мощи пребывали в предградии, а в 438 перенесены в саму Антиохию. По взятии Антиохии персами пренесены в Рим в 540 или 637 году в церковь Св. Климента.После того как святой священномученик Игнатий, по повелению императора Траяна (98 - 117), был в Риме брошен на растерзание зверям и скончался в 107 году, христиане собрали его кости и хранили в Риме. В 108 году их перенесли в предместье города Антиохии. Второе перенесение - в самый город Антиохию - совершено было в 438 году. После взятия города Антиохии персами мощи священномученика были возвращены в Рим и положены в храме в честь святого священномученика папы Климента в 540 году (по другим источникам, в 637 году). Священномученик Игнатий ввел в церковное Богослужение антифонное пение. Он оставил семь архипастырских посланий, в которых наставлял в вере, любви и добрых делах, призывал хранить единство веры и остерегаться еретиков, завещал повиноваться епископам и чтить их, «смотря на епископа как на Самого Христа».

Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был

учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова , вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода , святого апостола от 70-ти.

Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.

В 106 г. император Траян (98 — 117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.

На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским . Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:

«Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего… Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «Иди к Отцу»».

Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы.

По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу . Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.

Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан. В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы. Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце. Того я устами исповедую». Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись.

Церковь отмечает день памяти священномученика Игнатия Богоносца

Святитель Игнатий Богоносец: житие

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался.

Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».

Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».

Святитель Игнатий Богоносец: иконы

Святитель Игнатий Богоносец: икона

Игнатий Богонасец , или Игнатий Антиохийский , – апостольский муж, третий Антиохийский епископ по апостоле Петре и Еводе, священномученик Древней Церкви, ученик .

2 января в в Сербии, Боснии и Черногории отмечается День святого Игнатия Богоносца. В народе этот праздник больше известен как Куриное Рождество.

Жизнеописание святого

О жизни и деятельности Игнатия Богоносца до нас дошло немного сведений. По мнению Иеронима Стридонского – Игнатий Богоносец – ученик Иоанна Богослова. Большая их часть содержится в труде Евсевия Кесарийского (IV) «Церковная история», согласно которой Игнатий родился в Антиохии, в 35 году н.э., был сослан в Рим, где пострадал за Иисуса Христа 20 декабря 107 года в период правления Римского Императора Траяна (98-117), будучи брошен львам на арене. В Евангелии от Матфея (18:2-5) говорится, что свое прозвище он получил оттого, что младенцем его брал на руки Иисус. По другой версии предания «Богоносец» означает «носитель Божественного духа».

Известно, что Игнатий был первым крупным христианским писателем, который не был евреем и не принадлежал к их общине. Считается, что он был родом из Сирии. Такое предположение сделано на основе того, что греческий язык в его посланиях был «не совершенным».

Также известно, что Игнатий Богоносец был вторым епископом Антиохии после апостола Петра. Что касается вопроса преемничества этого поста, то разные авторы дают несколько версий. Согласно Евсевию Кесарийскому, Игнатий был преемником Еводия, в то время как Феодорит пишет, что Богоносец получил этот сан непосредственно у Петра. Существует и третья версия, к которой склоняются несколько авторов и по ней и Игнатий, и Еводий были епископами в одно и то же время: один для христиан из язычников, другой для иудеев. Также известно, что святой Иоанн Златоуст отзывался о нем, как об «образце добродетели, явившем в своем лице все достоинства епископа» .

Как и все христиане в Римской империи периода до правления императора Константина, Игнатий Богоносец был подвергнут гонениям за свою веру, заключен под стражу и сослан в Рим. Именно во время путешествия туда он написал свои 7 посланий, за которые его имя и дошло до нас. 6 из них были направлены христианским общинам Филадельфии, Тралии, Смирны, Магнезии, Эфеса и Рима, пославших своих представителей для получения благословения у исповедника; седьмое послание было обращением к Поликарпу, епископу Смирнскому.

«Церковная история» Евсевия Кессарийского говорит, что Игнатий прибыл в Рим в 107 году и был отдан на растерзание львам на арене. В протоколе допроса и приговоре (мученические акты), которые были написаны позже (в IV и V веках) и изданы Руинартом в 1689 году (Martirium Colbertinum) и Дресселем в 1857 году (Martirium Vaticanum), также названа точная дата его казни – 20 декабря. В этот день по юлианскому календарю совершается его память в Восточной Церкви, Западная церковь же с 1969 года предпочитает 17 октября (эта дата была указана восточным мартирологом в IV веке).

29 января по юлианскому календарю празднуется перенесение мощей Игнатия Богоносца. Останки святого были перенесены из Рима в Антиохию 108 году, но в сам город попали только в 438 году. До этого его мощи находились в пригороде, а после того как Антиохию захватили персы в 540 году, они были перевезены обратно в Рим. С 637 года мощи хранятся в церкви святого Климента.

Послания Игнатия Богоносца

Существует 3 редакции посланий Игнатия Богоносца.

  • Самая краткая из них была распространена в средневековой Европе и включала в себя 4 послания. Она получила признание после обнаружения и публикации сирологом У. Кьюртоном древнего (IV век) перевода на сирийский 3-х посланий к Эфесу, Риму и Поликарпу.
  • Чуть позже стала известна расширенная редакция, в которую входило 12 (позже – 15) посланий.
  • Впрочем, настоящими считаются только те, о которых упоминал в «Церковной истории» Евсевий Кесарийский. Таким образом, нормативной называют именно среднюю редакцию, состоящую из посланий к эфесийцам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, римлянам, смирнянам и Поликарпу. Все остальные, опубликованные в расширенной редакции, принято приписывать к подложным.
  • Тропарь священномученику Игнатию

    Апостольских нравов подражателю и престола их снаследниче, архиереев удобрение и мучеников славо, Богодухновенне, на огнь, и меч, и звери дерзнул еси веры ради и, слово истины исправляя, до крове пострадал еси, священномучениче Игнатие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Обряды «Куриного Рождества»

    Этот праздник больше похож на народный, чем на христианский. В этот день хозяйка семьи встает рано утром и отдает курам и прочей домашней живности остатки еды, приготовленной в день святой Варвары. Первого же гостя, который зайдет в дом, объявляют «куриным помазанником».

    Гостя усаживают на подушку и заставляют «нести яйца», то есть сидеть смирно до конца празднований. Затем ему дают тыкву, которую «куриный помазанник» должен разбить об пол. Сделать это обязательно нужно так, чтобы семена разлетелись во все стороны. По поверьям, цыплята будут рождаться в таком же количестве, в каком разлетелись семена.

    После этого ритуала угощают горячей ракией (особым балканским бренди из различных сортов фруктов) и закуской. Все это время «куриный помазанник» должен сидеть на подушке смирно и никуда не вставать. Считается, что тогда весь следующий год куры будут сидеть так же смирно, как гость, и хорошо нестись. Если эта примета исполнится, того же гостя позовут на следующее Куриное Рождество.

    Существует еще одна традиция. В этот день все члены семьи кидают в огонь по веточке или полену, на счастье и удачу. В некоторых случаях обгоревшие ветки засовывают под крышу дома и хранят там до Рождества, а иногда и до тех пор, пока куры не начнут нестись. Кроме того, дождь или снег в этот день считается хорошим предзнаменованием, обещающим хороший урожай в следующем году.